Графика
ГРÁФИКА, вид изобр. иск-ва, использующий выразит. возможности линии и тона, а также основы (как правило, бумаги). Появление первых граф. работ в Карелии связано с именем В. Н. Попова, занимавшегося Г. как вспомогательной техникой. Как самостоятельный вид иск-ва Г. начала развиваться в респ. в 1950-х, когда появились худ., постоянно работающие преим. в офорте (гравюра на металле) и линогравюре. Пейзажные серии офортов З. Е. Львовича «Старый и новый Петрозаводск» (1954), «Наше Поморье» (1961) являются классикой карел. иск-ва. В этой же технике плодотворно работал Г. А. Стронк, обращавшийся также к литографии (гравюра на камне). Постоянно работали в технике офорта С. И. Грязев (р. 1920) ― в осн. в жанре пейзажа ― и А. Ф. Козлов (р. 1916), создавший немало граф. портретов. А. И. Авдышев в своих пейзажных линогравюрах воспевал красоту Заонежья, Соловков, Валаама. С нач. 1960-х работает в смешанной технике (тушь, гуашь, акварель) Т. Г. Юфа, создатель оригинального стиля книжного и станкового иск-ва (работы, выполненные по мотивам карело-фин. эпоса «Калевала»). Разнообразием граф. техник отличаются произв. В. М. Иваненко. Худ. использует пастель, акварель, сепию, цв. карандаш и др., иногда смешивая их в одной работе. Очень популярна у худ. Карелии техника акварели. В 1960-е А. В. Семяшкин (1925―98) создал сер. акварельных произв., привлекающих красотой колорита, оригинальностью мотивов и высоким поэт. чувством. С 1980-х в технике акварели постоянно работает А. И. Каштанов (р. 1929). В своих работах он передает своеобразие природы Карелии и красоту пам. дерев. зодчества. Акварель была любимой техникой и А. П. Харитонова. Его большие акварельные композиции полны глубокого подтекста, оригинальных поэтических ассоциаций. В 1979 худ. вы- полнил сер. рис. по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В кон. 1970-х в Г. Карелии ярко проявили себя Б. Р. Акбулатов (р. 1949), А. И. Морозов (р. 1950), О. С. Юнтунен. Они пришли со своими темами и открыли новые худ. возможности офорта. Напр., известность А. И. Морозову принесла большая сер. офортов, посв. Заонежью (нач. 1980-х). В 1990-е в Г. Карелии активно проявило себя новое поколение. Это В. В. Зорин (р. 1962), В. Н. Зорина (р. 1963), М. М. Юфа (р. 1960), В. В. Ваян (р. 1961). При всем разнообразии творческих индивидуальностей их сближают новое мировоззрение и настойчивые поиски совр. худ. яз.
Лит.: Графики Карелии. Петрозаводск, 1979.
Н. С. Воронина