Ко Дню художника: чем живет изобразительное искусство в Карелии?

8 декабря отмечается День художника. Художников в Карелии много: два союза (Карельское региональное отделение союза художников России и Творческий союз художников Карелии), в каждом — около 60 человек. Мы поговорили с искусствоведом и директором Городского выставочного зала Марией Юфа о том, чем живут карельские художники, кто приходит посмотреть на картины, а кто их покупает.
Предложение превышает спрос
По словам Марии, золотой век карельского искусства пришелся на 60-80-е годы: имена карельских художников звучали на весь Советский союз, тогда государство тратило деньги на культуру, существовала система закупок: Министерство культуры покупало работы у членов Союза художников.
— Сейчас такое трудно представить — государство в основном утратило интерес к культуре. Когда-то у Союза художников Карелии был свой выставочный зал, офис на проспекте Ленина, производственные мастерские. Сейчас все имущество Союза — небольшой офис. Раз в два года Союз организует большую республиканскую выставку — кстати, она как раз сейчас готовится в Музее изобразительных искусств РК.
Изменилось положение профессии, поэтому и молодые художники появляются реже: молодежь чаще выбирает профессии, обещающие большее финансовое благополучие и стабильность. С другой стороны, появляется надежда, что в искусство будут идти те люди, которым это действительно нужно, для которых это призвание, а не иллюзия славы и богатства.
Выставочная жизнь Петрозаводска очень активна, особенно если сравнивать с другими небольшими городами, и горожане ею избалованы. Иногда от молодежи можно услышать, что в Петрозаводске ничего не происходит, а люди постарше не знают, как все успеть посмотреть. Петрозаводск — уникальный город: здесь очень высокое предложение в сфере культуры, которое порой, кажется, превышает спрос.
Привлечь интерес широкой публики даже к самой интересной выставке — не так просто, это достаточно серьезная работа. До появления телевидения и разных электронных развлечений люди охотней шли в театр, на выставки, в кино. Эпоха такая, что традиционные формы культуры вынуждены конкурировать с Интернетом: виртуальный мир — яркий, доступный и разнообразный, и, чтобы воспользоваться его ресурсами, не нужно выходить из дома — комнаты — из-под одеяла.
Есть кухня, где готовит шеф-повар, а есть фастфуд, который вам отдают в окно машины: так же и здесь. Если человек не хочет быть приложением к своему девайсу и стать полностью зависимым от готового продукта, он будет приходить на выставки. Любая выставка — это творческие работы живых людей, они уникальны — их не заменят картинки в инстаграме. Взаимодействие с живым искусством дает человеку эмоции, порой переворачивает взгляд на мир, расширает кругозор, просто вырывает нас из привычной будничной рутины.
В 2016 году Городской выставочный зал посетили около 19 тысяч раз, учитывая выставки, концерты, лекции и мастер-классы. В этом году (не забываем, что до его завершения еще месяц) — около 17 тысяч.
— Для нашего зала это очень большая цифра. Мы не в Париже или Санкт-Петербурге, это маленькое учреждение в маленьком городе и с большой конкуренцией между культурными площадками. За внимание зрителя нужно бороться, нельзя расслабляться.
Кто покупает картины?
— Если говорить об арт-рынке — это целая тонко выстроенная система, в которой должны быть эксперты, критики, журналы по искусству, галереи, коллекционеры, люди которые систематично покупают произведения искусства. Арт-рынка в Карелии, на мой взгляд, нет.
При этом только на доходы от продажи своих работ практически никто из художников не живет: большая часть художников Союза — на пенсии, молодые авторы работают дизайнерами, преподавателями и т.д.
Кто-то продает работы в галереях Санкт-Петербурга, Москвы или за рубежом. Иногда музеи покупают работы наших художников. Например, несколько картин Артема Стародубцева, Аркадия Морозова и Александра Трифонова приобрел в свою коллекцию известный музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Аркадий Морозов продает свои работы в Интернете на своем сайте, ему помогает сын Арсений.
— Заниматься искусством нынче дорогое удовольствие — холст и подрамник стоят больше тысячи, столько же — каждый тюбик краски. Себестоимость материалов, которые используются для создания одного произведения, тянут минимум на 10-15 тысяч. Это все помимо творческих аспектов, траты сил, времени, таланта художника.
Случается, что посетители Выставочного зала спрашивают о стоимости картины и когда узнают, что ее цена больше 10 тысяч рублей, едва не падают в обморок. Для многих это сюрприз, что произведения искусства дорого стоят.
Правда, когда работы продают дешево, их все равно не покупают. Недавно у нас работала выставка мурманского художника. Люди спрашивали цены, которые были очень приемлемыми, но в итоге никто ничего не купил.
Арт-рынок формируется там, где высокий уровень жизни, где у людей есть свободные средства и высока бытовая культура. Зачастую люди, которые любят искусство и регулярно ходят на выставки, не могут позволить себе купить картину, а кто может позволить — часто далек от искусства.
Некоторые художники пользуются услугами Художественного салона, но делают это не от хорошей жизни. Там не поставишь серьезную цену — никто не купит, поэтому в салон несут работы небольшого формата. Есть художники, которые вообще там не выставляются, кто-то к этому проще относится.
Чьи-то работы я там никогда не вижу, чьи-то вижу — человек сам выбирает себе стратегию: много и дешево или одно, но дорого и «буду ждать, пока купят». Зависит это и от амбиций художника, и от его жизненных обстоятельств, и от его(её) отношения к своей творческой карьере.
В конце беседы мы попросили Марию назвать три доказательства того, что изобразительное искусство в Карелии живо.
— В год в Петрозаводске открывается минимум 40-50 художественных выставок разного масштаба. В том числе каждые два года Городской выставочный зал организует международную выставку акварельной живописи «Аквабиеннале», в которой стремятся принять участие лучшие акварелисты России и зарубежных стран.
— Петрозаводск — один из немногих городов России, где есть своя арт-резиденция, которая предоставляет для мастеров возможности для реализации творческих проектов. В 2018 году она примет резидентов из США, Норвегии, Германии, Сербии, Австралии и других стран. Художники со всего света хотят приехать в Петрозаводск — значит, в художественном смысле у Карелии хорошая репутация.
— Два года назад Городской выставочный зал организовал выставку «МЫ» и собрал работы 84 молодых художников со всей Карелии — это хороший показатель, который многих удивил. В Петрозаводске молодые художники Игорь Котуков, Женя Лебедева, Никита Рыбин, Дина Четвертная объединены графической мастерской, которую содержат самостоятельно. Молодой художник Наталья Егорова в прошлом году получила грант музея «Гараж», недавно выступала в Риге на большой конференции по «сайнс-арту», о котором слышали далеко не во всех городах России. Уже это делает Петрозаводск очень продвинутым в сфере визуальных искусств — искусство здесь не просто живет, оно находится на передовых позициях.
P.S.
После разговора с Марией мы заглянули в Художественный салон. Сейчас там выставлены работы 40 авторов, на картинах — пейзажи, цветы. Как рассказали продавцы-консультанты, картины покупают раз-два в неделю, в основном в подарок, гораздо реже — для себя. Туристы не покупают вообще. Цена начинается от 500 рублей, чаще горожане покупают картины не дороже 6 тысяч, наиболее востребованный ценник 2-4 тысячи. Самая дорогая работа, представленная в салоне, стоит 37500 рублей и ждет своего покупателя уже не первый год. Хит 2017 года — пионы, их покупали активней всего.