16 апреля 2019, 07:00

В Петрозаводске установят памятник автору знаменитых яиц фирмы Фаберже

Имя жившего в Карелии ювелира Михаила Перхина гремит по всему миру. Почему мы о нем не знаем?

Об этом разговор с одним из инициаторов установки памятника, художником-ювелиром, председателем Фонда строительства памятника Перхину Владимиром Ермиловым и директором Национального музея Карелии Михаилом Гольденбергом.

М.Г. — Как писал Пушкин, мы ленивы и нелюбопытны. Судьба дала Карелии несколько совершенно историко-подарочных фактов, которые мы или плохо, или совсем не используем для создания образа республики и привлечения туристов. Это Петр Первый, построивший здесь Петровский железоделательный и пушечный завод, давший жизнь Петрозаводску, открывший первый российский курорт «Марциальные воды», побывавший в Карелии несколько раз и оставивший огромный след в истории края. Это шотландский металлург с мировым именем Чарльз Гаскойн, создавший новый вид корабельных орудий — каронаду, или, как ее еще называют, — гасконаду, который по приглашению Екатерины II приехал в Россию и с 1786 по 1803 год был начальником Олонецких горных заводов. В Петрозаводске он полностью перестроил Александровский пушечный завод, сделав его одним из передовых в Европе. Достаточно сказать, что здесь была внедрена машина для сверления и обточки стволов, первая в России заводская железная дорога, здесь под его руководством была сделана первая в России паровая машина, которую использовали на Воицком руднике. По завещанию Гаскойна после смерти его тело было перевезено и похоронено в Петрозаводске. К сожалению, могила была уничтожена в 1930-е годы.

И, наконец, третий выдающийся человек — наш земляк ювелир Михаил Перхин, поставщик императорского двора. Он работал с Карлом Фаберже, все 50 императорских пасхальных яиц были изготовлены в его мастерской, на 28 из них стоит клеймо самого Михаила Евлампиевича.

Давайте уточним. Мы привыкли к словосочетанию «пасхальные яйца Фаберже», при чем же здесь Перхин?

В. Е. — Карл Фаберже был талантливым дизайнером и владельцем большой ювелирной фирмы, в состав которой входили несколько мастерских. Кроме него были и другие дизайнеры, иначе было бы не справиться с большим потоком заказов, но окончательный вердикт выпуску ювелирной вещи выносил глава фирмы Карл Фаберже. Заказ пасхального яйца — тайна. Одно не похоже на другое, и каждое с сюрпризом, например яйцо «Транссибирский экспресс» содержало внутри заводной поезд в миниатюре, там даже был вагон — походная императорская церковь.

.

Идея каждого яйца принадлежала императору. Карл Фаберже разрабатывал эскиз. Михаил Перхин воплощал его, выполняя всю ювелирную работу. Он собирал множество деталей в единую конструкцию. Вещь должна быть прочной, идеально сочлененной, швов не видно, механизмы работают. При этом Михаил Евлампиевич был одаренной художественной натурой, принимал участие и в обсуждении эскизов.

Но если о Петре в Карелии мы, обыватели, худо-бедно знаем, о Гаскойне, кажется, слышали — в городе есть мемориальная доска и недавно названная улица в его честь. Имя же Перхина впервые прозвучало несколько лет назад. Может быть, когда олигарх Вексельберг стал скупать пасхальные яйца, и стали говорить, что эти уникальные произведения ювелирного искусства возвращаются в Россию?

М.Г. — Насчет «возвращения» — это все-таки частная собственность... Вообще, за свою жизнь Перхин создал более двух тысяч различных ювелирных произведений.

Мастерство его так высоко, что вещи, отмеченные его клеймом, на аукционах заведомо ценятся дороже, а к 150-летию ювелира был учрежден знак (орден) Михаила Перхина (большой и малый) — высшая награда ювелиров.

Тем более обидно, что мы так мало знаем о нем.

— Краевед, библиотекарь из Заозерья Екатерина Демкина первой у нас в республике заинтересовалась его судьбой. Она провела в архивах Карелии и Санкт-Петербурга большую изыскательскую работу и выяснила много интересных фактов. Было известно, что Михаил Евлампиевич Перхин родился в деревне Окуловская, так назывался северный конец нынешней Ялгубы. Он наполовину карел, старший сын в семье обельных (освобожденных от уплаты госналогов) крестьян. Ему было 16 лет, когда умер от воспаления легких отец, и он стал домохозяином в довольно оживленном селе — в Ялгубе к тому времени проживало около тысячи жителей.

Через год он оставил хозяйство на младшего брата и отправился в Петербург, где стал учеником в ювелирной мастерской. Через семь лет, когда ему было 23 года, он подал прошение в Ремесленную управу с просьбой быть записанным «навечно» (т.е. постоянно) в подмастерья Серебряного цеха управы — годы ученичества завершились. В этом же году он женился на дочери ювелира Владимира Финикова Татьяне.

Татьяна Владимировна Перхина

Три года был подмастерьем в фирме «Болин», а в 1886 году получил звание мастера и вместе со своим подмастерьем и другом Генрихом Викстремом был приглашен работать в ювелирную мастерскую «Фаберже», а еще через два года, в 1888 году, получил от градоначальника разрешение открыть собственную мастерскую, где стал главным мастером, имел свое клеймо — инициалы М.П.

В.Е. — Создать мастерскую ему помог Фаберже, фирма которого давала заказы, эскизы, драгоценные металлы и камни, открывала кредит, обеспечивала реализацию через собственные магазины. Даже располагалась мастерская в здании офиса фирмы, занимала один из этажей. Михаил Евлампиевич набирал мастеров и, самое главное, обеспечивал высокое качество исполнения и бесперебойную работу: заказчиками были императорский дом, правительство Российской империи, он был поставщиком Двора Его Императорского Величества. На Фаберже работали несколько мастерских, у Перхина была самая большая: в разное время в ней было от 40 до 60 ювелиров, при этом он сам работал за верстаком, создавал шедевры.

Материалы о нем собирал и ученый секретарь Мемориального фонда Карла Фаберже, почетный академик Российской академии художеств Валентин Скурлов, многие годы проработавший в Алмазном фонде России. Он неоднократно выступал в Национальном музее Карелии, встречался с учениками заозерской школы, рассказывал им о знаменитом земляке.

Известно, что мастерская Перхина выполняла 50 процентов всех заказов петербургского отделения фирмы «Фаберже», при этом в ней работала четверть от численности всех мастерских петербургского отделения. Михаил Евлампиевич работал на износ — выполнял ответственнейшие заказы, часто их надо было сделать спешно, особенно те, что шли через кабинет правительства: путь бумаг был долгим. Не удивительно, что от перегрузок он заболел и умер в 43 года. Сохранился эскиз яйца из карельской березы, сделанный в мастерской Фаберже в память о карельском мастере Михаиле Перхине. К сожалению, само яйцо утрачено, но сохранился его эскиз и счет.

Михаил Перхин был не бедным человеком и очень много делал для своих земляков: дарил церковную утварь в храмы, был попечителем земского училища в Ялгубе, посылал книги: энциклопедии, художественную литературу, а также религиозную для раздачи ученикам... Любопытно, что после смерти Перхина попечителем стала его жена Татьяна Владимировна, которая ненадолго пережила мужа, а потом прошение стать попечителем написала их старшая дочь Евгения.

Ялгубцы могли бы не только на горных лыжах сделать бренд, но и на имени своего земляка, если бы восстановить храм Святителя Николая, в котором крестили младенца Михаила Евлампиева. Есть даже проект, я ездил с реставраторами, место выбирали — хорошо бы на откосе, но местные власти заупрямились: здесь не надо. А был бы храм, не только ювелиры стали бы приезжать на родину Перхина, где красота и гармония сформировали душу Мастера.

В Петрозаводске удалось найти общий язык с властями?

— На заседании клуба российских ювелиров мы утвердили проект памятника, а я как исполнительный директор фонда строительства памятника ювелиру обратился в администрацию города с предложением установить его в столице Карелии к 160-летнему юбилею выдающегося мастера, который мы будем отмечать в 2020 году. Городские власти поддержали, комиссия по культурно-историческому наследию дала благословение. Первые взносы на сооружение памятника поступили от известных ювелиров России, награжденных орденом Михаила Перхина.

Мы делаем его на пожертвования, сбор их продолжается, имена дарителей будут увековечены на памятнике. Если хотите принять участие, вот реквизиты:

Банк получателя Отделение № 8628
ПАО Сбербанк г. Петрозаводск
БИК Банка-получателя 048602673
Номер счета Банка-получателя 30101810600000000673
Номер счета получателя 40703810625000000374
Получатель Фонд строительства памятника Ювелиру — уроженцу Карелии
ИНН получателя 1001337753
Назначение платежа Взнос на строительство памятника М.Е.Перхину

 

Как будет выглядеть памятник?

— Михаил Евлампиевич, по замыслу автора, молодого скульптора Павла Калтыгина, который, кстати, тоже, как и он, родился в Карелии, стоит, опершись на токарный станок, без которого в ювелирной мастерской не обойтись: на нем протягивают скановую проволоку, чеканят формы...

Памятник будет по-своему уникальным. Дело в том, что одна из отличительных особенностей пасхальных яиц Перхина — использование в подставках элементов, заимствованных из классической архитектуры и видоизмененных согласно канонам ювелирного дела. Задача создателей памятника — сохранив эти изменения, вернуть их в архитектурную среду. В изготовлении пьедестала будет использован шокшинский малиновый кварцит, тот самый, что и в усыпальнице Наполеона, — Перхин сам себя поднял на пьедестал Искусства, и царский камень из Шокши подчеркивает заслуги ювелира.

Памятник будет установлен на набережной Онежского озера.

Впишется ли он в нашу городскую галерею авангардного искусства?

— Мы хотели поставить его ближе к Неглинке, чтобы он смотрел в сторону Ялгубы, обозначив таким образом туристическую тропу от Петра до Перхина. Была идея взять в аренду находящееся неподалеку здание, чтобы устроить там музей Перхина (у Валентина Скурлова есть коллекция, которая могла бы стать его основой), открыть там ювелирную школу, мастерские, выставочный зал, организовать торговую площадь, и туристы пошли бы туда... Но нам предложили другое место — спуск к озеру у Дома физкультуры. Это место будет обустроено, а скульптуры — подарки городов-побратимов останутся ниже. Думаю, что памятник придаст особую ауру не только набережной, но и городу, краю, в котором рождаются гении.

Работы Михаила Перхина: такие уникальные произведения сделал наш земляк.

 


Темы пасхальных яиц часто определяли памятные события в жизни русского государства и царской семьи. В 1897 году к 1-й годовщине коронации императора Николая II Михаил Перхин приготовил «Коронационное» яйцо, украшенное золотистой эмалью с рисунком в виде солнечных лучей и решеткой из лавровых листьев и двуглавых орлов.
 

Гатчинское яйцо разделено на 12 сегментов мелкими ровными жемчужинами. Украшено орнаментом из красных бантов, зеленых листьев, символов науки и искусства. Сюрприз яйца — модель Гатчинского дворца — любимой резиденции императрицы Марии Федоровны из 4-цветного золота со всеми архитектурными подробностями и памятником Павлу I перед фасадом.
 

"Герцогиня Мальборо". Яйцо сфотографировали на выставке в Риме.
 

 


Часы в стиле картель, Фаберже, мастер Михаил Перхин, 1890. Часы вырезаны из агата с золотой отделкой, на обратной стороне выгравирована монограмма Великой княгини Марии Александровны.
 

Шкатулка в форме веера. Золото, алмазы-розы, эмаль, горный хрусталь; чеканка, гравировка. 1.2х12 см. Перхин Михаил. Россия.
 

 

 

 

 

Ольга Малышева's picture
Автор:

Уже двадцать лет работает в «ТВР-Панораме», которая на сегодня плавно влилась в редакцию портала «Петрозаводск говорит». Ей нравится работать с молодыми, креативными, энергичными и умными коллегами. Правда, они считают ее неким мастодонтом, а потому периодически спрашивают о событиях 1917 или 1812 годов... Но она не возражает, потому что  любит историю. А еще любит ездить в командировки и писать о том, чем и как живут земляки.