Не склад и не кладбище. Кому и зачем сегодня нужны музеи
Любопытное явление наблюдается в нашей российской жизни: люди все реже ходят в кино и все чаще — в музеи. Социологи подсчитали, что за прошлый год в них побывало более 90 миллионов человек, то есть две трети россиян. Цифры объективны, но сухи, а вот старший смотритель музея Тамара Александровна Горина видит это собственными глазами:
Слова «музейная тишина» — не про нас, — говорит она. — В залах все время посетители, даже в новогодние каникулы мы работаем каждый день по 8 часов. Людям нравятся и выставки, и то, что у нас есть плазменные панели, видео...
— говорит она.
Но директор Национального музея Михаил Гольденберг считает, что современным музей делает совсем не новейшее оборудование, хоть оно и важно.
За интересом...
— Недавно участвовал в учебном эстонско-шведском семинаре по созданию безбарьерной среды. Все говорили о пандусах, лифтах, ливневках... А меня волнует, готов ли работник музея говорить с людьми с учетом их заболеваний. Мы провели серию семинаров с Институтом усовершенствования учителей, как себя вести с посетителями с ДЦП, где стоять, со слабовидящими... Они преодолевают трудную дорогу не для того, чтобы проехать по пандусу, который, кстати, у нас есть...
— А зачем вообще люди идут в музей?
— За интересом, за смыслом. Мы ведь не просто выставляем предметы на обозрение. Через них передаем эпоху, время. Литератор это делает словом, художник — картиной, а музейщик — вещами. Ручка на блокноте говорит о занятиях человека, рюмка и блокнот рождают другой смысл. Примеров включения вещей в передачу смысла не перечесть.
На выставке об обороне Петрозаводска меня потрясла гора подметок, которые нашли на месте сражения поисковики: это все, что осталось через 75 лет от молодых парней, ушедших воевать. Они были в обмотках, брезентовых ботинках на резиновых подошвах... Вот он, ужас той войны.
Если вещи расспросить, они расскажут о многом. Тележка с колесами со странными выемками... Она бегала между цехами по рельсам первой в России железной дороги на Александровском заводе. Это свидетельство промышленного переворота. Путь от мира вещей идет к миру людей.
Наша коллекция собиралась 145 лет. И храним все, что хранится, что составляет национальное богатство края.
Но я не завскладом, не директор кладбища. Надо, чтобы коллекция работала.
Мы ищем новые площадки, даже в гипермаркетах устанавливаем постеры, и это тоже выход. Проводим встречи, педсоветы, выездные совещания ученых, фестивали, олимпиады по краеведению, мастер-классы, концерты, даже есть свой абонемент... Но когда по некоторым нормативным документам из нас хотят сделать досуговое учреждение, это неправильно. Мы можем устроить забег в ширину, отойти от канона, похулиганить в творческом плане на «Ночь музеев», но подменять ДК не можем. Да, нужны новые формы работы: глубокие и разнообразные, но не увеселительного плана. Музей — режимный объект, хранилище, ризница, его приоритет — хранение.
Хранители древности
В общем, не слабую задачу ставит директор перед своими сотрудниками: с одной стороны — хранить, с другой — выносить на показ, да еще делать это интересно. Оксану Владимировну Гричаниченко, хранителя фонда текстиля, это нисколько не смущает.
— Главная ценность любого музея — коллекция. Наша собиралась 145 лет.
Мой фонд особенный. Во-первых, самый большой. Во-вторых, его ядро составляют наиболее ценные предметы из коллекции Олонецкого губернского музея, основанного еще в 1871 году. Даже сохранившиеся на них этикетки — сами по себе ценность.
Храним весь текстиль в специальных шкафах. Мы, конечно, все наше достояние перебираем, сушим, проветриваем, любуемся этой красотой, но зрителям давно не показывали, а так хотелось...
Однажды в музей пришла женщина и принесла серьги и брошь, выполненные в одном стиле. Это не драгметалл, это «самоварное золото» — напыление на металл. Их носила ее прабабушка-поморка и завещала своей правнучке. Но самое главное, она принесла фотографию прабабушки в этих украшениях. Это ли не память о своих предках! Вот появились они на выставке «Девицы крученые, прялицы точеные», посвященной народному костюму. Украшения и фото их владелицы — один из ее «бриллиантов».
Человек всегда стремился к красоте. Среди нудных будней обязательно должны быть вкрапления праздника, когда ты достаешь красоту и надеваешь на себя. И хорошо, что в коллекции есть такие предметы.
Но мы храним не только наследие, собранное предшественниками, думаем и о пополнении коллекции.
Практически в каждом фильме о 1950-х можно увидеть в кадре гобеленовый коврик с оленями, тиграми, богатырями, замком. Примета времени, а у нас в коллекции не было ни одного. Бросила клич — принесите! Не помню, когда была так счастлива, когда на просьбу откликнулись.
Типичность вещи — одно из требований, а еще важно учитывать сохранность, сочетание с тем, что уже имеется в коллекции.
Конечно, все единицы хранения у нас на учете. Сейчас создаем КАМИС — комплексную автоматизированную музейную систему, куда заносим весь свой фонд. Атрибуция — часть моей работы, которую я делаю с интересом. Еще я люблю придумывать выставки и водить по ним экскурсии. И мне очень нравится, как реагируют студенты, которые приходят сюда. Они задают множество вопросов, но и я им тоже.
Показала резиновые ботики с полым каблуком. Спрашиваю, что это? Каких только версий не услышала, вплоть до шпионской — перевозить контрабанду.
И каково же было их удивление, когда вставила в них женские туфельки на каблуке. Так берегли обувь их прабабушки. Вещи очень доступно дают представление о времени и людях. И это самое интересное.
Машина времени
— Музейное дело бессмысленно, если нет тех людей, которые пользуются накопленным музеем богатством, — считает Денис Кузнецов, замдиректора по научно-выставочной работе и развитию. Свою задачу видит в том, чтобы устроить встречу посетителей с предметами.
- Вообще-то, я думаю, что на выставке человек встречается не с предметами, а с людьми, которые когда-то ими владели, оставили навыки, традиции. Это такая своеобразная машина времени.
Музейные же работники являются проводниками, своеобразными переводчиками. Языком выставок и экспозиции они помогают понять прошлое, пытаются сделать так, чтобы через вещь чувствовалась жизнь.
Сделать это непросто. Одна из последних выставок музея посвящена обороне Петрозаводска в 1941 году. Музейщики же решили, что она будет связана не столько с предметами музейного фонда, их уже неоднократно показывали, но с вещами, поднятыми поисковиками фонда «Эстафета поколений». Это очень непростой, с музейной точки зрения, материал — останки амуниций, снарядов, не поддающиеся полной реставрации фрагменты. Но это вещественное доказательство события, в котором участвовали десятки тысяч человек, защищавших Петрозаводск. И наши сотрудники нашли несколько ходов.
Во-первых, сосредоточились на бытовой стороне фронта, ведь перерывы между сражениями занимали большую долю времени, и понятно, что в эти часы человек занимается какими-то обыденными вещами. Он бреется, ест, разговаривает, пишет письма. Мы приблизительно поровну показали фронтовой быт как финских, так и советских бойцов.
Да, это была война между народами, странами, мирами, но и одновременно общая трагедия, а потому там соседствовали самодельные помазки, стопки из военного алюминия финских и советских бойцов, финские жетоны с идентификационными номерами и советские пеналы-медальоны с такой же запиской. По самодельным зажигалкам, чайникам видно, что к ним применена мужицкая смекалка.
И эти простые вещи особенно цепляют. Их можно долго рассматривать, сравнивать и примерять на себя: как бы я жил в этой ситуации.
И, во-вторых, показать работу поисковых отрядов. Таким образом выставка стала встречей с прошлым и настоящим.
Такая же встреча происходит и на постоянной выставке «Натуральное хозяйство», посвященной повседневным занятиям жителей Карелии конца XIX — начала XX века.
Правда, решили рассказать о национальных особенностях охоты, рыбалки, возделывания земли не только серьезно, по-музейному, преподнести эти занятия не как памятник, который заслужил постамента, а показать, чем накопленный опыт может помочь людям сейчас, тем более экологический стопроцентный КПД народного хозяйства очень интересен.
И мы объявили конкурс «В натуре», предложив присылать современные фото- и видеосюжеты о том, как сейчас собирают ягоды, охотятся, сажают картошку, сохраняют урожай, рецепты приготовления традиционных привычных блюд. И это хороший пример того, зачем музей работает.
Коллекции предметов, опыт прежних поколений важен, и мы можем учесть его в нашей жизни.
Иногда прагматично, как в «Натуральном хозяйстве», иногда для собственного самоопределения. Мы ведь часто забываем, что какие-то проблемы уже решали, на какие-то вопросы отвечали, и наступаем на одни и те же грабли.
Музей — тема будущего
— Изначально музей для молодых — сверхконсервативное заведение, которое не имеет будущего, — считает научный сотрудник музея Михаил Данков. — И у меня было подобное отношение. Еще в студенческие годы, несмотря на то что учился на историческом факультете, занимался литературным процессом начала 20-х годов прошлого века, в том числе футуризмом, движением, которое рассчитано на будущее.
— А после того как отработал учителем в провинциальной школе, предложили показаться в музее, в отделе, который занимался современностью. Назывался он «История Советской Карелии». Думал, скучно, но речь пошла о создании экспозиций, о том, что человек, который их делает, обязан обладать вкусом, быть своеобразным режиссером будущей выставки, соединяющим масштаб пространства с масштабом истории. Это привлекло.
Но понадобились годы, чтобы понять: музей — тема не прошлого, это тема будущего. Ведь когда касаешься предметов, ощущаешь энергию людей, которые их сделали, ими пользовались, будто совершаешь путешествие в прошлое, но не для того, чтобы там остаться, а чтобы оценить, осознать, понять в четкой перспективе и этот опыт запустить вперед, передать в будущее.
Это тот самый футуризм, которому я поклонялся. Этот посыл и делает музей современным.