21 мая 2019, 11:39

Как идти в ногу со временем, не выходя из дома

Рассказываем, зачем банкам наши биометрические данные.

Мы уже привыкли, что технологии развиваются столь стремительно, что не все за ними поспевают. Казалось бы, еще недавно, придя на переговорный пункт, мы ждали от оператора заветную фразу: «Кто заказывал разговор с Екатеринбургом? Пройдите во вторую кабинку», а теперь мы часами болтаем с теми, кто за тысячи километров, причем по видеосвязи, лежа на диване.

Привычная нам телефония изменилась за каких-нибудь пару десятков лет до неузнаваемости. И мы уже не мыслим себе жизнь без компьютера, мобильного телефона, интернета. Все это, безусловно, помогает нам в самых разных ситуациях: учеба, общение, получение государственных услуг… А теперь вот даже в банк необязательно идти, чтобы взять или заплатить кредит, перевести деньги.

Собственно говоря, получать услуги дистанционно при помощи биометрических данных можно уже во многих банках с прошлого года, когда заработала Единая биометрическая система (ЕБС), позволяющая проводить удаленную идентификацию клиента (разработал ее «Ростелеком»). Нововведение активно набирает обороты.

Как это работает, какие биометрические данные используются и почему, – об этом и многом другом шла речь на встрече специалистов Банка России и «Ростелекома» со СМИ в рамках видеоконференции.

Просто и понятно

Представьте ситуацию: вы узнали об очень привлекательных условиях, например, кредита в банке, клиентом которого вы не являетесь. Значит, вам надо прийти в офис этого банка (или даже приехать из отдаленного поселка, потратив деньги и время). Написать заявление, заполнить анкету, и так далее. Не всегда удобно и возможно. А если к тому же в банке вам отказали в кредите, и вы вынуждены обращаться в другой, повторяя заново всю процедуру? Удовольствие то еще. Так вот внедрение Единой биометрической системы позволяет упростить процесс и получать банковские услуги дистанционно. Как это работает?

Для начала стоит сказать, что в банк прийти все же придется, но – всего лишь один раз, чтобы оператор взял ваши биометрические данные: изображение лица и запись вашего голоса. Эти данные передаются в Единую биометрическую систему для хранения и для последующего дистанционного получения услуг. К слову, биометрия работает совместно с единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) – именно благодаря ей мы пользуемся порталом госуслуг. Зарегистрировавшись в обеих системах, вы получаете возможность обращаться в разные банки в любом месте и в любое время. Естественно, пройдя вначале процесс удаленной идентификации. Он очень прост. На сайте банка или в мобильном приложении вы вводите ваши логин и пароль портала госуслуг, подтверждаете вашу личность при помощи биометрии – для этого нужно сделать фото (селфи) и произнести предложенную комбинацию цифр (не забудьте скачать предварительно мобильное приложение единой биометрической системы). Система тут же сверяет данные, после чего вы сразу же становитесь клиентом банка. Кстати, раньше стать клиентом банка дистанционно было нельзя. А теперь, благодаря использованию биометрии и удаленной идентификации, можно.

На встрече со СМИ сотрудники «Ростелекома» продемонстрировали наглядно весь процесс регистрации и идентификации, который действительно занимает минут пять-семь. После этого подробно ответили на вопросы журналистов.

Где узнать, в каком банке можно сдать биометрические данные?

Например, на портале госуслуг, где есть достаточно детальная информация. Кроме того, на сайте Центрального банка размещена карта точек банковского обслуживания, которая постоянно обновляется. На этой карте указаны отделения банков, где все желающие могут сдать биометрические данные и зарегистрироваться в системе ЕСИА и ЕБС. Можно выбрать ближайший от вас.

Почему в качестве биометрических данных решили взять изображение лица и запись голоса, а не отпечатки пальцев, как в других странах?

Потому что не у всех есть мобильные устройства, позволяющие идентифицировать человека по отпечатку пальца. То есть дело в модели вашего мобильника. А вот камера и микрофон сегодня имеются практически в любом смартфоне, планшете или на компьютере.

Есть ли какой-то «срок годности» у образцов биометрических данных, которые хранятся в системе? Или изображение лица и запись нашего голоса будут храниться вечно?

Нет, не вечно. Срок действия биометрического шаблона в соответствии с нормативными требованиями – 3 года. Хотя, по нашим исследованиям, он может быть гораздо больше, вплоть до 10 лет. Просто ранее в нашей стране ничего подобного не было, нужно посмотреть, как будет вести себя биометрия через несколько лет, как изменятся технологии, как поменяются наши мобильные устройства.

Лицо человека может измениться, например, после пластической операции, травмы, он может потерять голос после болезни… Система его не распознает?

Конечно, в некоторых случаях, если происходят кардинальные изменения внешности, если была операция на связках, придется заново сдавать биометрические данные, перерегистрироваться. Никакой сложности в этом нет, поскольку процедура быстрая. 

Если же человек просто охрип, слишком активно «болея» за любимую спортивную команду, система его распознает. Если вы регистрировались в очках, а потом проходите верификацию без очков, система тоже сможет вас распознать.

Есть ли ограничения по возрасту для регистрации в Единой биометрической системе?

Зарегистрироваться можно уже с 14 лет, когда человек получил паспорт. А вот верхней планки нет – тут никаких ограничений.  

Для развития банковских услуг удаленная идентификация при помощи биометрических данных – явный плюс. Будет ли она применяться еще в каких-либо отраслях?

Сферы применения, причем в разных секторах экономики, активно обсуждаются: это страховые услуги, нотариальные услуги, негосударственные пенсионные фонды, в перспективе возможно и дистанционное голосование на выборах.

Кстати. Биометрические данные регистрируют уже 132 банка. В Санкт-Петербурге – 22, в Петрозаводске – 7 (по данным на 20 мая).

Ирина Лободанова's picture
Автор:

О журналистике не думала и не мечтала, но оказалось, что это очень интересно. Начинала работать на радио, затем в районной газете "Суоярвский вестник". В Петрозаводске - с 2010 года. Считает, что профессия, которая приносит радость, это замечательно,  но если плюсом к этому у женщины все хорошо в семье, вот оно - настоящее счастье.