История страны, собранная в одной станции
Что интересного можно увидеть на гидроэлектростанции? Если вы не энергетик, вас вряд ли поразят бетонные конструкции, гидроагрегаты и пусковые установки. Пресыщенный взгляд современного человека не удивит и усмиривший стихию каскад. И все же день на Волховской ГЭС затронул что-то внутри: то ли исторический дух одной из первых российских станций такого типа, то ли история о «линии жизни», которую провели под водой, чтобы дать свет в блокадном Ленинграде… Трудно сказать. Здесь с уважением относятся к прошлому и сохраняют его, не мешая неизбежной модернизации. О чем может рассказать Волховская ГЭС за почти вековую жизнь? На гидроэлектростанции с историей побывал корреспондент «Петрозаводск говорит».
В этом году 19 декабря Волховской ГЭС исполнится 90 лет. «Первенец ГОЭЛРО», «Школа российской гидроэнергетики» - так называли станцию в газетах 20-х годов. Сегодня мы можем добавить к этим определениям еще одно – действующий исторический музей, который в первую очередь обеспечивает электричеством порядка 300 тысяч потребителей Ленинградской области.
- На данный момент мы модернизировали четыре гидроагрегата, еще четыре – настолько надежные, что работают с тех далеких времен, когда были произведены. Конечно, речь не идет о системе автоматики - станция полностью модернизирована,
- рассказал журналистам генеральный директор ПАО «ТГК-1» Алексей Барвинок.
Сейчас в машинном отделении ГЭС действительно практически никого не встретишь – все работает на автомате. Но это было трудно представить в конце 19 века, когда появилась идея использовать Волхов в качестве энергетического ресурса. Эскизный проект ГЭС инженер Генрих Графтио разработал 1902 году и в течение последующих лет продолжал его улучшать. В 1914-м Графтио был готов начать строить современную по тем меркам ГЭС, но станция тогда так и не появилась. В дело вмешалась «рука капитализма»: немецкое акционерное общество электрического освещения, которое владело тепловыми электростанциями, не планировало пропускать на рынок того времени конкурента с более дешевым предложением. Решение проблемы буквально лежало на земле: предприниматели скупили все земли в пойме Волхова.
Интересно, что одна из первых гидроэлектростанций Генриха Графтио могла появиться вовсе не на Волхове, а на Суне. За два года до старта Волховстроя, в 1916 году, у деревни Кондопога началось строительство самой большой гидроэлектростанции мощностью в 30 лошадиных сил. Но Кондопожской ГЭС не было суждено обогнать Волховскую – запустили ее только в 1929-м: все работы были прекращены с началом Октябрьской революции, а возобновились лишь 1921 году.
У любого события есть две стороны медали, поэтому Октябрь-1917, приостановивший карельскую стройку, возродил идеи волховской. В 1918 году инженерные находки Графтио заинтересовали Владимира Ленина, а уже в 1919-м начался Волховстрой, через который прошли тысячи и тысячи строителей и инженеров. Запуск первых четырех гидроагрегатов шведского производства произошел 19 декабря 1926 года. Число выбрано не случайно: 19 декабря – день свадьбы Генриха Графтио с его супругой и по совместительству секретарем Антониной Адамовной Графтио. Как рассказала директор Музея истории энергетики Северо-Запада Наталья Быстрова, эту дату для запуска своих проектов Графтио сохранял из стройки в стройку.
На территорию ГЭС посторонним вход воспрещен – это режимный объект. Но ради 90-летия журналистов запустили внутрь машинного отделения и дали посмотреть на Волховский каскад и оборудование. В этот день здесь открывали монумент в честь строителей и энергетиков, а также музей истории ГЭС. Впрочем, само здание достойно того, чтобы водить по нему экскурсии. Вот, например, след от бикфордова шнура, который еле успели затушить в 1942-м, прежде чем приказ взорвать ГЭС был приведен в исполнение – вовремя пришла телефонограмма из штаба. Рядом с оплавившейся плиткой стоит штурвал, на который упал фрагмент крыши после бомбардировки. Все это находится прямо в рабочем зале, среди действующих машин, как и несколько десятков лет назад.
Как любое историческое место, ГЭС обрастает своими мифами и легендами. Алексей Васильевич Васильев проработал на Волховской ГЭС 41 год с 1942-го и был очевидцем жизни станции в военное время. Он рассказал нам несколько иную версию истории об оплавившейся плитке в машинном зале. По его словам, дело вовсе не в бикфордовом шнуре, а в самоуправстве минеров, за что потомки должны передать им большое спасибо.
- Все оборудование, которое оставалось на станции, например рабочие колеса, было заминировано. Вокруг вспомогательного генератора стояли заряды, чтобы в случае преднамеренного взрыва они взлетели на воздух одновременно. Между ними по полу проложили не бикфордов шнур, а детонационные кабели со взрывчаткой, а они срабатывают мгновенно. На конце этого шнура находилась капсула-детонатор, которая вставлялась в снаряд.
Сами минеры без команды начальства спустились в камеры и вынули эти капсулы, поэтому, когда кабельная линия случайно возгорелась от попадания снаряда в крышу станции, шнуры сработали, а заряды – нет.
В начале войны оборудование со станции было эвакуировано в Ташкент и Пермь. Как вспоминает Алексей Васильевич, в самом Волхове оставались 28 человек, которые обслуживали два действующих агрегата на 2 тысячи киловатт. Этого было достаточно для нужд фронта и железной дороги. Но вскоре началась блокада Ленинграда, и осажденному городу понадобились новые источники энергии. Тогда перевезенные в Ташкент турбины отправили обратно в Волхов. За три месяца под руководством инженеров, съехавшихся с Урала, Ташкента и вырвавшихся из осажденного Ленинграда, удалось восстановить три главных агрегата из восьми.
- Детали с одного агрегата попадали на другой. Несмотря на то что сделаны они были на шведских очень солидных заводах, некоторые детали все-таки не совпадали и их приходилось восстанавливать и утверждать, - вспоминает 91-летний ветеран.
Многие знают о «дороге жизни» - единственной магистрали через Ладожское озеро, через которую Ленинград был связан с остальной страной. Но существовала еще одна вещь, которая помогала блокадникам держаться. В 1942 году под водой был проложен «кабель жизни», питавший осажденный город электроэнергией. Его строительство легло на плечи женщин и детей. Мужчины были на фронте, и женщинам приходилось удерживать кабель на руках, пока его укладывали водолазы.
Волховская ГЭС единственная из российских электростанций внесена в реестр памятников науки и техники. Каждый раз, когда поезд из Петрозаводска мчит в Северную столицу, состав проезжает мост через Волхов, а где-то вдалеке стоит гидроэлектростанция. Ей не нашлось места в царской России, но она появилась в Советском Союзе, пережила с людьми блокаду Ленинграда, постоянно модернизировалась и автоматизировалась вместе со страной. Сейчас этой страны нет, но, отделив зерна от плевел, ГЭС постепенно избавляется от прошлого – работающие с 1926 года колеса будут заменены тогда, когда выйдут из строя. Но и после списания, возможно, они не покинут станцию. Здесь умеют отдавать дань лучшему из прошлого: открывшийся к 90-летию памятник – это рабочее колесо, основой для которого стало оборудование, демонтированное в 2009 году.
Для справки
В настоящее время Волховская ГЭС – одна из самых важных в энергосистеме Ленинградской области и Северо-Запада. Всю выработанную энергию Волховская ГЭС подаёт в единую энергосистему России. Установленная мощность - 86 МВт, среднемноголетняя выработка электроэнергии - 382, 5 млн кВтч.
ПАО «ТГК-1» - ведущий производитель и поставщик электрической и тепловой энергии в Северо-Западном регионе России. «ТГК-1» объединяет 53 электростанции в четырёх субъектах России – Санкт-Петербурге, Карелии, Ленинградской и Мурманской областях.