Хранитель традиций с острой фамилией живет и работает в Ладве
Андрей Резниченко родился на севере Карелии, можно сказать, в самой карельской ее части – в Калевальском районе. Но так сложилась судьба, что десять лет назад он переехал жить и работать в Петрозаводск, а затем – в поселок Ладву.
Единственный в своем роде
Андрей – натура творческая. Пишет стихи и музыку, сам же исполняет свои песни на гитаре. Поддерживают Андрея во всех его начинаниях жена Мария и две дочери: Илона и Варвара.
Но главное увлечение жизни Андрея состоит в том, что он – мастер-ножедел. Причем не просто там любитель, изготавливающий ножи, как говорится, «на коленке», а профессионал высочайшего класса. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что в республике таких мастеров единицы, а если мы говорим о профессиональных ножеделах северокарельской традиции изготовления «пуукко» (или знаменитой «финки»), то он – единственный такой мастер.
Каждый нож нашего мастера – это законченное произведение искусства. Он не делает ширпотреба в принципе. Единожды поняв и осознав, что каждый нож – это индивидуальность, это душа и умение мастера работать с металлами и материалами, Андрей стал профессионалом. И детское его увлечение переросло в настоящее искусство.
Как закалялась сталь
Первый свой нож из напильника Андрей сделал лет в двенадцать.
Помню, целый наждачный круг в дедовской мастерской сточил в песок… Ох и всыпал он мне тогда!
- вспоминает Андрей свой первый опыт собственноручного изготовления ножа.
Много с тех пор воды утекло. Но чем больше он работал и шлифовал свое мастерство, тем отчетливее понимал, что, кроме золотых рук, мастеру нужно хорошее оборудование для работы. А что самое главное, ему нужны не просто хорошие профессиональные навыки работы с металлом, ему нужны знания кузнеца, технолога, физика и химика. Ведь в простом, казалось бы, на вид лезвии ножа заключен целый технологический процесс, при котором разные части лезвия не просто по-разному куются, шлифуются и затачиваются, но и подвергаются разным видам закалки и отжига.
Настоящий ножевик должен быть гуру не только в свойствах металлов и правилах термической обработки, но и специалистом в марках стали, применяемых для разных видов ножей.
Прибавьте к этому целый арсенал знаний в породах древесины, бересты, кож, пластиков и их свойств, способов обработки, морения, химического укрепления или ослабления, способов набора рукоятей ножей - и вы получите почти законченную картину профессиональных навыков ножевика. Ведь Андрей делает индивидуальный нож с индивидуальными ножнами, сделанными именно под этот и только под этот нож.
Хранитель карельских традиций
«Почти законченную картину» - потому что ко всему этому надо прибавить знания в области народных традиций. Не важно, о ноже какого народа идет речь – о финском, немецком, турецком, существуют незыблемые, веками устоявшиеся формы клинков и традиции их изготовления. И настоящий профессионал обязан этих норм строго придерживаться.
Андрей уверенно говорит, что последние три года он занимается ножами профессионально. Для этого у него есть все: своя кузница, станки, оборудование, книги, связь с коллегами по всей России по Интернету. Андрей постоянно принимает участие в конкурсах ножеделов, занимает в них призовые места. В прошлом году в одном из таких конкурсов ему дали статус «Хранителя традиций», именно в области изготовления карельских и скандинавских ножей.
В Интернете сегодня много всякого продают. В том числе и ножей с громкими именами и пятизначными ценами. Но это все, конечно же, не ножи. Так… Точилки для карандашей. Настоящий нож — товар штучный!
В жизни Андрей очень скромен. Прекрасный семьянин, безумно любящий свою жену и дочерей. Характер у него нордический, как и большинство уроженцев калевальского края, он неболтлив, рассудителен и неспешен. Разве что в песнях Андрея раскрывается его северная душа, а в ножах – мастерство человека с золотыми руками.
Потерял нож — потерял жизнь
В традиции северных карелов нож был не просто бытовым инструментом. Нож был орудием работы, войны, средством выживания и защиты. Ножи носили и мужчины, и женщины. По ножу можно было не только определить руку мастера, но и достаток его хозяина, его род занятий и даже характер его обладателя. Кстати, интересный факт: традиция ношения ножа у карелов сильно отличается от других. Если, например, финны носят нож на левом боку, немного ближе к животу, то карелы носят нож справа и сзади. Такая традиция скрытого ношения ножа пришла к нам из глубины веков – ведь карелы много столетий воевали со шведами, и левый бок у каждого карела-мужчины был занят мечом.
«Потерял нож – потерял жизнь», - говорили в древности карелы, подчеркивая жизненно важную его необходимость в любой ситуации. Не побоюсь утверждать, что Андрей – это именно тот мастер, который подхватил угасающую традицию северокарельского «пуукко», вдохнул в нее новую жизнь и довел искусство изготовления традиционного ножа до невиданных ранее высот. Простой пример: нож, сделанный руками Андрея, выдерживает сто резов с усилием по стеклянной бутылке и после этого по-прежнему как бритва режет бумагу.
Андрей пока не задумывался о том, как и кому он будет передавать свое мастерство. Но я уверен, что каждый мастер в какой-то момент накапливает настолько богатый профессиональный опыт, что чувствует физическую потребность в учениках. Когда-то такой момент придет и для нашего мастера с острой фамилией.