06 января 2017, 10:00

Храм между двух озер. Мировые звезды возрождают церковь в Карелии

Накануне Рождества удивительная история о том, что могут люди, если что-то очень захотят.

В Кончезере первый раз я была давно. При въезде в село на высоком месте между двух озер была  церковь. С разрушенной звонницей, без куполов, она, как раненая птица, жалась к земле, но невольно манила к себе взгляд: красивая, наверное, была раньше…  

А недавно я снова  побывала в Кончезере. Церковь приосанилась, подросла. Ее шатры тянутся в небо, золотые купола сияют… Это доброхоты из фонда «Попечители храма Святой Троицы» в селе Кончезеро восстанавливают церковь.

Знаю, уважаю, доверяю
— В 2007 году мы создали фонд, — рассказывает его учредитель Олег Иванов. —  Его цель заложена в его названии — помочь возродиться конкретному храму в конкретном селе. Денег больших у нас не было,  а только за проект реставрации местные проектировщики попросили 1 млн 200 тысяч рублей. Это и сейчас большая сумма, а почти 10 лет назад она была просто запредельной.

Храм же разрушался: не было ни окон, ни потолка, прогнившие полы провалились. Внутрь его приходилось пробираться через оконный проем, потому что через дверь пройти было нельзя: рухнувшие балки перегородили вход.

Олег Иванов
 

Тогда я обратился к людям, которых знал, уважал, которым доверял. Пригласил в совет фонда своих коллег с телеканала «Ника плюс» Андрея Мазуровского, Светлану  Пушкину, позже  еще многих очень достойных людей. Координатором фонда стала Оксана Любимова, а помощницей в Кончезеро — Наталья Чеснокова.

По признанию Олега Иванова, он сразу понимал, как двигаться, в каком направлении работать. Поскольку речь идет о храме,  то  предложил, как это делалось в дореволюционной России, устраивать благотворительные концерты и передавать собранные средства на возрождение кончезерской церкви.

— Я сразу понял, что это должна быть серия вечеров, потому что затраты предстояли огромные, пришел к выводу, что надо благотворительные концерты делать два раза в год. Весной, чтобы аккумулировать средства на работу, которую можно сделать летом, и  осенью, чтобы отчитаться перед благотворителями о том, что выполнено.

И так работает фонд попечителей десятый год. Он провел уже 19 концертов. Перед петрозаводской публикой выступили лучшие  праздничные мужские хоры, в том числе Валаамского, Патриаршего Свято-Данилова, Александро-Свирского монастырей, Александро-Невской лавры, Петербургского подворья монастыря Оптиной пустыни… Это уникальные хоры, которые поют в храмах и имеют возможность участвовать в концертах.

По мнению учредителя  фонда,  кроме церковных хоров в  благотворительных вечерах должна звучать и светская музыка — но только классика, которая живет в веках, а исполнителями должны быть звезды.

— Кончезерский храм, построенный в 1866 году, — памятник архитектуры XIX века, и он достоин, чтобы в концертах принимали участие  ведущие солисты мировой сцены, — убежден Олег Анатольевич.
 
Звезды сошлись
Ему посчастливилось. Как-то на концерте в филармонии он услышал певицу, обладательницу премии «Грэмми», Галину Горчакову и был заворожен ее пением. «Мурашки по телу. Я сразу понял: это мировой уровень», — вспоминает он. Через полгода ему удалось познакомиться с Галиной Горчаковой. Он говорил ей о храме, его возрождении, и она  вдруг сказала, что тоже могла бы поучаствовать в этой работе. Так Галина Горчакова вошла в фонд попечителей Кончезерского храма. Она дала три концерта — три разные программы...

Галина Горчакова
 

— Она глубокий человек, содержательный, эрудированный, много читает, много знает. С ней можно свободно обсуждать юридические, экономические вопросы, — признается Олег Анатольевич. — Сейчас Галина Владимировна профессор Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, профессор, у нее много учеников, но она по-прежнему член нашего попечительского совета.

Вслед за этой звездой благотворительные концерты в Петрозаводске в поддержку Кончезерского храма дали звезды нового поколения — Вероника Джиоева, солистка Большого и Мариинского театров, победительница «Большой оперы», Екатерина Щербаченко, победительница конкурса BBC «Певец мира», Венера Гимадиева, звезда Большого театра, лауреат «Золотой маски», которую ведущие оперные театры мира хотят видеть на своей сцене, Юлия Маточкина, золотой лауреат конкурса им. П.И. Чайковского, выпускница Петрозаводской консерватории...

Олег Анатольевич признается, что «отслеживает график артистов», которых хочет пригласить, созванивается, приезжает на их выступления, встречается с ними.

— Знаете, его голос располагает к себе. Сразу веришь, сразу хочется помочь, — признался руководитель музыкального альянса «Питерские баритоны» Александр Пахмутов. Но Иванов приглашает не всех.

Начало работ
 

— Я выбираю только тех, кто трогает душу, заставляет задуматься, — объясняет он свое кредо. — У  кого в душе пустота, пусть это будет раскрученный медийный  исполнитель, мы не зовем. 

Что же, храм возводят чистыми руками и добрыми помыслами.

Дмитрий Борунов
 

Проект проекту рознь
Ни для кого не секрет, что добрые дела притягивают соратников, которые как бы сами по себе появляются на твоем пути. Олег Иванов и тележурналист Светлана Пушкина сделали передачу о храме в Кончезере, поехали с ней в Пензу на всероссийский фестиваль «Православие на телевидении, радио и в печати» и там получили приз. Но, пожалуй, самой главной наградой стала встреча с архитектором Дмитрием Боруновым.

Его мастерская занималась проектами  православных храмов. Он взялся сделать проект реставрации  церкви в Кончезере за 400 тысяч рублей, да еще и соглашался на рассрочку. В основу его проекта легли сохранившиеся описания и чертежи и другие документы, связанные с этим храмом.

Но это известие обрадовало не всех. У фонда попечителей появились противники, которые предлагали снести две главки, установить по центру барабан, то есть переделать храм, изменить его вид. Они утверждали, что найдут деньги на такую реставрацию, и попытались убедить в этом архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, и тот, кажется, уже склонялся к такому варианту. 

Оппоненты вставляли палки в колеса, и ситуация зашла в тупик. Настоятель кафедрального  Александро-Невского собора посоветовал Олегу написать письмо владыке. Три дня он писал его, тщательно продумывая, излагая суть… Потом ему передали, что Мануил хочет встретиться с ним. Позже владыко встретился и с академиком Вячеславом Петровичем Орфинским, который  убеждал:

Полы пришлось полностью переделать.
 

— Ценность этого храма, почему он  и признан памятником архитектуры регионального значения,  в том, что он  повторяет в каменном исполнении деревянную архитектуру, и вообще это русско-византийский стиль. Если восстанавливать храм, то в том виде, который был задуман его зодчими. 

И архиепископ  прислушался, а через некоторое время и побывал на стройке, когда церкви  исполнилось 145 лет, отслужил молебен. Тогда он сказал: «Я думаю, что этот храм будет одним из самых красивых в нашей епархии». Мануила  уже нет с нами, но его слова, сохранившиеся в видеозаписи, и сегодня  вдохновляют  попечителей кончезерского храма.
 
Люди храма

Реставрация началась 19 августа 2009 года. Сначала занялись контуром здания. Заказали новую стропильную конструкцию, установили хорошее кровельное железо, двойные деревянные стеклопакеты с тройным остеклением. Не стали реанимировать гнилые полы — сделали  новую конструкцию. На этом этапе очень помог Владимир Бибилов, тогда генеральный директор ОАО «Кондопога».

Потом выложили восьмерики, установили купола с крестами. Начали  внутреннюю отделку — сделали стены и потолки, повторив первоначальные контуры, на полы уложили плитку из керамогранита 1,20 х1,20, очень красивую. Ее нашли на международной выставке и заказали Андрей и Марина Громовые. 

Установили иконостас, сделанный  по историческому описанию. Помощник и соратник Иванова Анатолий Иванович Исаков год провел в архивах, по крупицам собирая  все сведения о церкви.

Олег Иванов открывает дверь храма, и мы оказываемся внутри. Дух захватывает: белые стены, свет льется из окон, от икон, написанных на золотом фоне, нисходит сияние. Просторный храм  принимает нас.

— К храмовому празднику Троицы установим паникадило. Сейчас задача — написать восемь  икон, сделать киоты к ним  в едином стиле с резным иконостасом, а еще здесь будет дубовая  лавка, где можно будет приобрести свечи, книги, — говорит о ближайших планах Олег Анатольевич. — Чтобы все было чинно и благородно.

Он начинает молиться, и потрясающая акустика храма усиливает молитву и возносит к небесам. Он поминает усопших: Алла, Надежда, Анатолий... Читает молитву о здравии: Андрей, Лидия, Димитрий, Андрей и Марина, Владимир, Ксения, Виктор... Эти люди бок о бок работали и работают с ним в «Фонде попечителей Кончезерского храма».

Божие благословение
— А почему вы решили восстанавливать именно этот, кончезерский, такой запущенный, требующий большой работы  храм? — задаю вопрос Олегу Анатольевичу.

Таинство крещения в востанавливаемом храме.
 

— Я ездил в Кончезеро в пионерский лагерь «Строитель». Детьми мы всегда залезали в эту церковь. Потом студентом нас отправили на картошку сюда, в совхоз «Кончезерский». И опять  был  в церкви. От тех впечатлений осталось одно — тут всегда ощущалось какое-то особенное присутствие Божие. Кстати, и Галина Горчакова, когда попала  сюда, удивилась: «Надо же, такой разрушенный храм, и такое присутствие Бога».

Этот же вопрос задал мне и владыко Мануил. Я ответил, что не могу даже объяснить... Тогда он произнес: «Божие благословение». Храм Святой Троицы в Кончезере преображается. Все работы ведутся Фондом на общественных началах и только на добровольные пожертвования. Получается медленно, но очень тщательно, на века.

Расписание рождественских богослужений в храмах Петрозаводска здесь.

Ольга Малышева's picture
Автор:

Уже двадцать лет работает в «ТВР-Панораме», которая на сегодня плавно влилась в редакцию портала «Петрозаводск говорит». Ей нравится работать с молодыми, креативными, энергичными и умными коллегами. Правда, они считают ее неким мастодонтом, а потому периодически спрашивают о событиях 1917 или 1812 годов... Но она не возражает, потому что  любит историю. А еще любит ездить в командировки и писать о том, чем и как живут земляки.