Невидимые шашечки. Насколько безопасно такси в Петрозаводске?
Общественный транспорт в Петрозаводске - проблемная тема. На фоне вечно бедствующего троллейбусного управления и непредсказуемых маршруток такси выглядит самым комфортным и удобным транспортом. С каждым годом их становится все больше, услуги дешевеют, но лучше и безопаснее от конкурентной среды не становятся.
Каждый раз, когда мы компанией засиживаемся допоздна в гостях, кому-то из нас приходится заказывать такси. Другого транспорта, особенно по выходным после 21:00, не дождешься, а 120 рублей на компанию всегда найдутся. Каждый раз, когда заказавшим такси подругам приходит сообщение о назначенной машине, номер и цвет такси обязательно запоминаются радушными хозяевами. «Доедешь – напиши!» – прощаемся мы в прихожей. Трижды сплюнем через плечо и постучим по дереву. Никаких серьезных эксцессов с таксистами ни у кого из нас не было, но когда во двор въезжает автомобиль без каких-либо опознавательных знаков, да еще и не в самом хорошем состоянии, мысль о приключениях на свою голову может не покидать весь путь домой.
Повышенная мнительность? Безусловно. Безосновательна ли она? Не думаю.
По информации пресс-службы МВД Карелии, в начале 2017 года сотрудники петрозаводской ГИБДД провели встречу с представителями городских служб такси. Поводом для разговора послужила дурная статистика за 2016 год - 20 зарегистрированных происшествий на территории карельской столицы. Кроме того, таксисты нередко выступают пособниками в мошеннических схемах. За прошедший год зарегистрировано 17 подобных фактов, а за первый месяц 2017-го - уже шесть.
Правоохранители напомнили таксистам и о законодательстве, которое они обязаны исполнять. Речь идет о так называемом «Законе о такси». Обычно под этими словами имеют в виду целый ряд поправок в федеральный закон № 69, принятых в 2011 году. С этого времени официально возить пассажиров на легковом такси имеют право либо юридические лица, либо индивидуальные предприниматели, получившие специальное на это разрешение. Попросту говоря, документ, дающий право работать в такси, могут получить либо официальные компании, либо водитель со стажем от трех лет, открывший собственное ИП. Третьего не дано.
Кроме того, закон предписывает таксисту проходить государственный техосмотр каждые полгода, а также компания должна организовать для своих водителей предрейсовые медосмотры.
Вопрос, какие требования предъявлять непосредственно к автомобилям, работающим в такси, государство отдало на откуп регионам. В Карелии приезжающая за человеком машина должна быть оборудована цветографической шахматной схемой по борту и так называемым «колпаком» – светящимся фонарем на крыше. Перекрашивать же все машины в желтый или любой другой цвет всем таксистам не нужно.
– В Карелии требования по единой окраске кузова нет. Эта проблема горячо обсуждалась в Законодательном собрании, но в итоге депутаты пришли к выводу, что ограничивать людей в желании работать будет неправильно. Ведь деньги на покраску автомобиля не выделяются, – рассказала в телефонном разговоре нашему изданию первый зампредседателя госкомитета по транспорту Людмила Аксененкова. Именно этот орган власти отвечает за выдачу разрешений, а также контроль над сферой перевозок в легковом такси.
Список легальных перевозчиков выложен на сайте правительства Карелии. Ознакомиться с ним можно по этой ссылке, а вот сделать из него какие-то выводы гораздо труднее. Среди наименований юридических лиц не найти известных в городе названий такси, которые многие и вовсе знают только по номерам телефонов. Ситуацию могла бы облегчить обязанность водителей размещать на передней панели автомобиля всю информацию о компании и номер выданного разрешения, однако и без комментария представителя госкомитета каждый петрозаводчанин знает, что этого не происходит.
– Одно из самых распространенных требований, которое не выполняют наши легальные перевозчики, – это наличие информации о перевозчике и номере разрешения на панели справа от водителя. Согласно закону пассажир должен все это видеть, когда садится в автомобиль.
БЕЗ КОНТРОЛЯ
– Когда приняли этот закон, наше правительство хотело поиметь денег, обложить нас налогами, дополнительными взносами по страховке… В то же время для нас, таксистов, государство ничего не сделало: в городе нет ни одной стоянки такси, все таксисты стоят на остановках общественного транспорта, на которые регулярно приезжает ГИБДД и штрафует нас. Закон приняли, а к общественному транспорту нас не приравняли,
– поделился таксист с 11-летним стажем Александр Умберг. Он работает в такси нелегалом и получает заказы сразу от четырех диспетчерских служб. По оценке всех опрошенных нами экспертов, в такой же ситуации находится большинство его коллег. Зарегистрировав ИП, таксист будет в среднем платить в год порядка 50 тысяч рублей налогами. Казалось бы, это небольшая сумма для тех, кто способен зарабатывать в месяц более 30 тысяч рублей. Но сами таксисты так не считают: прибыль с учетом амортизации автомобиля не просто снижается, а порой и вовсе исчезает.
– Помимо налога, потратиться придется на амортизацию. В месяц это минимум 5 тысяч рублей, если машина не ломалась. Плюс проценты, которые отдаешь диспетчерам за заказы, в среднем составляют 4 тысячи, плюс бензин – 30 тысяч, а зарабатываем за 12-часовую смену примерно 2-3 тысячи «грязью», - подсчитал Александр.
За все время работы в такси он лишь один раз попался на проверке разрешений и получил за это штраф в 5 тысяч рублей, так что никаких проблем от нелегального положения таксист не испытывает. Для того чтобы начать получать заказы от агрегатора, нужно всего лишь заполнить анкету и предоставить водительское удостоверение. Остальное – формальности. Контроль за здоровьем и техническое состояние машины – на совести самого водителя.
– Все, что у меня спросили, когда я устраивался на работу к одному из федеральных агрегаторов, это паспорт, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации. Все, мы заключили договор. Мы вышли вместе с механиком на улицу, он издалека посмотрел на мою машину, которую даже не стал фотографировать. В договоре прописывается, что я лично должен смотреть за своим автомобилем и проходить медосмотр,
- рассказал нам еще один таксист, тоже Александр. Он профессиональный водитель, но в такси подрабатывает около полугода.
Саша считает, что он работает в такси легально, но когда начинаешь уточнять детали, то становится понятно, что на сто процентов ситуацией он не владеет. По его словам, он оформил разрешение через диспетчерскую службу, которая «как бы включает автомобиль в свой автопарк». Услуга эта платная и необязательная, правда, некоторые диспетчерские службы ранжируют своих клиентов по наличию этого разрешения: легальные водители получат заказы в числе первых. В целом же диспетчерским совершенно необязательно заботиться о законности действий их клиентов, потому как «Закон о такси» в нынешней редакции не накладывает на них таких обязательств.
По информации Госкомитета по транспорту, диспетчерские службы не обязаны проверять, есть ли разрешение у человека, который обращается к ним за заказами.
– Над регулированием этого вопроса сейчас работают все регионы. Уже есть законопроект, в рамках которого предлагается ввести ответственность диспетчерских служб за непредоставление информации о клиенте. Если документ будет принят, то агрегаторы вначале будут проверять наличие разрешения на данный вид деятельности, а уже потом предоставлять услуги перевозчику. Помимо того что такое нарушение может попасть в Административный кодекс, сумма штрафа предполагается до полумиллиона рублей, – прокомментировала ситуацию первый зампредседателя профильного комитета Людмила Аксененкова.
Сейчас же нелегальные таксисты в общем-то никого не интересуют. По словам Аксененковой, региональный контроль ведется только за теми таксистами, у которых есть разрешение. Впрочем, и законопослушные игроки оказались освобождены от проверок.
– На текущий момент объявлены каникулы по проверке. Сейчас проверка может быть произведена, только если есть обращение или жалоба на обстоятельства, способные привести к ущербу для здоровья. Плановых проверок по инициативе Федерации сейчас не проводится.
НИКОМУ НЕ ВЫГОДНО
С одной стороны, водителям такси в условиях слабого контроля работать по закону не слишком выгодно. Получив разрешение на собственное ИП, они автоматически начнут попадать под проверки и будут вынуждены отдавать часть выручки уже не только диспетчерской службе, но и государству.
– Новому бизнесу такси, который образовался после перестройки, порядка 20 лет. Все это время проверялись именно те компании, которые более или менее выполняли законы и платили хоть какие-то налоги в карельскую казну (кстати, до прихода в Карелию федеральных диспетчерских служб отчисления были в разы больше, чем сейчас). Тех, кто работает полностью «вчерную», не проверяли и не проверяют сейчас,
– считает руководитель Ассоциации предприятий такси Карелии Николай Коршунов. – Вся проблема все-таки в контроле. Раз его мало, значит, нарушения есть везде. Законно и правильно на сто процентов в таких условиях работать практически невозможно. Ситуацию в какой-то мере могло бы исправить введение более персонифицированной ответственности за нарушение, потому что компании, тем более федеральные, у которых юридический адрес и вся бухгалтерия находятся в другом регионе, всегда найдут способ избежать ответственности.
С другой стороны, если перестает работать закон, то рынок начинает регулировать себя сам, и это не всегда на руку водителям. Если сейчас в Петрозаводске действуют только две федеральные компании, которые значительно уменьшили среднюю цену за поездку, то не за горами и появление тех же сервисов «Uber» и «Yandex Такси». В Петрозаводске в скором времени начнет работу еще один номер такси, в котором, если верить рекламному слогану, цену и вовсе будет назначать клиент. Учитывая тенденцию роста стоимости билета в общественном транспорте, петрозаводчане могут получить ситуацию, когда такси будет немногим дороже, чем троллейбус или маршрутка.
– Все подорожало, а такси дешевеет, хотя никогда не считалось дешевым транспортом. Нормальный ценник на поездку при цене бензина 35 рублей за литр должен начинаться от 150, а не от 70 рублей, как сейчас. Я бы оформил разрешение, если бы реально навели порядок, как раньше: каждый работает в одной конторе, а ценовая политика соотносится с ценами на бензин и запчасти, – считает таксист Александр Умберг.
Остается вопрос: а что значит «Закон о такси» и его параллельное существование с реальностью для пассажиров? Высокая конкуренция сделала эту услугу доступной и одновременно менее качественной, а главное, менее безопасной. Если водителей набирают только по водительским правам, это значит, что за рулем может оказаться по меньшей мере не знающий города или вовсе больной человек, а состояние машины окажется неудовлетворительным. По сути, такси сегодня мало чем отличается от попутки, где тоже никогда не знаешь, на кого попадешь. В этом смысле безопаснее выбирать местных перевозчиков, которые стоят рублей на 20 дороже, но в силу большей уязвимости перед законом их руководство строже следит за своими машинами, а в случае неприятных ситуаций решить вопрос непосредственно в Петрозаводске будет проще.
– Убрать резким движением всех нелегальных таксистов с улиц – это не выход. Службы просто не справятся с тем количеством заказов, что сегодня есть в городе. Но в любом случае, если закон начнет работать, машин станет меньше, цена - больше, впрочем, как и уровень комфорта. Думаю, адекватная стоимость поездки была бы от 200 рублей (если же говорить о нормальном заработке для таксиста, то стоимость должна приближаться к 400). Это позволило бы сделать перевозки безопасными и применить к таксисту законодательную практику, потому что сейчас, при условии что водитель такси будет работать 24 дня по 8 часов в неделю и за вычетом налогов, бензина, отчислениий за заказы агрегаторам, амортизацию автомобиля, он принесет максимум 15 тысяч рублей в дом, – считает руководитель Ассоциации предприятий такси Карелии. – И поэтому многие работают по 16 и более часов без выходных.
Когда-то мы придем к регулированию этой сферы, вопрос только - когда. Сегодня еще всё усложняют элементы глобализации, с которыми пока неясно, как жить. По крайней мере, сейчас через агрегаторов можно проследить все поездки и маршруты: кто, кого и куда отвез. Это помогает при оперативной работе полиции в случаях правонарушений, также таксисты не раз помогали найти угнанные автомобили по ориентировкам. Ну и уважение к самому труду таксиста, как и продавца в магазине, и официанта, и любого другого, нужно повышать.
В треугольнике пассажир - такси - государство пока никто не готов навести порядок. Клиенты не готовы платить за безопасность, компании не собираются более тщательно подходить к отбору сотрудников и машин, пока государство не установит такие правила игры, чтобы по ним можно было работать, и не заставит следовать им всех участников.