Два удивительных дня
В Карельской филармонии пройдет III международный фестиваль «ХХ век с Вадимом Холоденко». Те слушатели, которые бывали на предыдущих двух, уже приобрели билеты и с нетерпением ждут новой встречи с пианистом, остальные еще имеют шанс услышать удивительного музыканта, окунуться в музыку ХХ столетия и побывать на мировой премьере-XXI.
Почему не стоит лишать себя этого удовольствия, мы беседуем с начальником отдела музыкального просвещения Карельской филармонии Татьяной Талицкой.
— Идея фестиваля, посвященная музыке ушедшего ХХ века, для нас как для концертной организации, которая должна зарабатывать себе на жизнь, достаточно смелая. Люди предпочитают музыку приятную и романтическую, желательно – про любовь. Люди не любят, когда музыка требует от слушателя соучастия – заставляет задумываться, сопротивляться, испытывать душевный дискомфорт, переживать трагедии, катаклизмы и изо всех сил стараться выйти из моря бед человеческих достойно. Настолько не любят, что перечеркнули у себя в сознании, поставили в черный список практически все имена художников, чье творчество связано с драматичным XX веком.
Великие имена академических композиторов середины столетия – Шостакович, Хиндемит, Бриттен, Онеггер, Барток – а их величие не обсуждается! – слезная печаль маркетологов, если имена эти вдруг появляются на афишах. Молчу об именах более скромных и новой музыке. Однако в культурных городах России намечается устойчивая тенденция к звучанию сочинений разных эпох. Почему у нас-то происходит наоборот? В Карелии, где музыка из-под пера звучала столько, сколько существует филармония, где было сыграно столько премьер, есть все необходимое – традиции исполнения, своя композиторская школа, серьезные творческие силы…
При тестировании общества на культурность все же умение и желание слушать классическую музыку являются определяющими. Но если на концерте романтиков неподготовленный слушатель сможет справиться сам, то для музыки, отстоящей от нас во времени – барочной, классической – и музыки XX-XXI веков, публике требуется проводник. Человек, который взял бы за руку и повел бы на экскурсию в миры, где не все понятно. На это способен далеко не каждый. Можно быть «звездой», шоуменом, нравиться публике, завоевать миллион премий, но играть так, чтобы артисту безоговорочно верили каждую секунду, могут единицы. Вадим Холоденко может.
— Как же карельской филармонии удалось заполучить такого пианиста?
— Нам повезло! Наверное, это произошло потому, что мы раньше некоторых услышали Вадима и в него поверили. Наше знакомство началось в пору его студенчества в Московской консерватории. Первые концерты, которые мы спланировали, у нас не состоялись, затем он приехал к нам в числе артистов «Поколения звезд» Бориса Андрианова и с этого момента появлялся на нашей сцене дважды в сезон. А потом был стремительный взлет – победа в Штатах на конкурсе Вана Клиберна, после чего Вадим стал малодосягаем.
Три года назад мы отмечали 75-летие филармонии, и вдруг возникла такая идея, что нам подарят новый рояль. У нас есть Steinway, «старичок» с кучей болезней, он несколько десятилетий исправно служит в филармонии на всех фронтах – концертный, оркестровый, для ежедневных репетиций... И вот был задуман фестиваль-презентация гипотетического рояля, который прозвучит и сольно, и с большим оркестром, и в камерных составах. Мы обратились за помощью к Вадиму, доказавшему свою любовь к роялям гонорарами, оставленными на ремонт наших инструментов. В итоге рояля не подарили, и подарком в юбилейный сезон стал сам фестиваль. И вот уже третий год нам чудесным образом удается его проводить вместе с Вадимом.
— Вадим сам составляет программу?
— Предложения его, но надо понимать, что он очень сильно ограничен, не может пригласить всех исполнителей и композиторов, которых хотел бы... К нашему огромному сожалению. Ограничения касаются и программ, в центре которых всегда несколько крупнейших имен XX века, но каждый год есть нюансы. В 2014 году мы услышали «Искусство фуги» Баха и несколько мировых премьер. Прошлый фестиваль был с нотками романтизма в области камерного музицирования и российской премьерой фортепианного концерта Бузони (чудо чудное, эдакий супергигант среди представителей своего жанра, потом мы с ним ездили на гастроли в Концертный зал Мариинского театра).
— А чем удивит программа третьего фестиваля?
— В этом году будет только два концерта. Камерный с замечательным виолончелистом Александром Бузловым – его приезд поддержан Московской филармонией и программой «Звезды XXI века» – состоится 4 декабря. На следующий день будем слушать фортепианного Равеля, мировую премьеру Алексея Курбатова – симфоническую картину «История мира, оказавшегося чьим-то сном» (автор обязательно будет в зале) и простимся с Годом Прокофьева его Пятым фортепианным концертом.
Есть минуты, люди, события и впечатления, которые нас меняют. Оба декабрьских вечера в абсолютной степени к таким и относятся.