Аферисты от имени банков списывают у владельцев карт миллионы
Чуть ли не ежедневно в новостях – сообщения об очередных обманутых мошенниками. Люди лишаются миллионов рублей, а поимкой мошенников никто и не пытается заниматься. Случаев обмана так много, что мы решили ознакомить вас с материалом Анастасии Гнединской (РИА Новости), в котором еще раз собран и обобщен опыт противодействия мошенникам.
«Вас беспокоят из службы безопасности банка. По вашей карте зафиксирована попытка перевода денежных средств в Сингапур…» С этой фразы может начинаться разговор сотрудника финансовой организации с клиентом. А может — мошенника с потенциальной жертвой. На сегодняшний день звонок от «представителя банка» — самая распространенная схема, которой пользуются аферисты, чтобы получить доступ к чужим кредитным и дебетовым картам. Для убедительности преступники могут сообщить ваш остаток на счете, банкомат, в котором вы в последний раз снимали деньги. И вы им верите.
На днях телефонные мошенники установили своеобразный антирекорд — с карты москвича по такой схеме они сняли 3,5 миллиона рублей. Как не стать жертвой аферы?
«Украли 140 тысяч рублей»
Две недели назад актрисе театра и кино Александре Верхошанской позвонили «из службы безопасности банка ВТБ». Точнее, девушка представилась сотрудницей этой финансовой организации. Роль оператора call-центра собеседница играла настолько хорошо, что даже Александра, привыкшая перевоплощаться на сцене, не заметила подвоха. Обратились по имени-отчеству. На экране мобильного высветился номер банка.
— «Оператор» спросила, осуществляла ли я несколько минут назад перевод в Самару. Причем назвала сумму, которую накануне мне перечислили из театра в качестве зарплаты. Я удивилась, ведь в тот день никаких операций с картой не проводила. Тогда девушка заявила, что доступ к моему счету, видимо, получили мошенники. И прямо сейчас они пытаются украсть деньги.
«Мы можем отменить операцию, но для этого вы должны озвучить код, который придет вам в СМС», — обнадежила Александру собеседница.
Саша хотела положить трубку, перезвонить в банк самостоятельно. Но «оператор» все время торопила, убеждала, что деньги в течение нескольких минут уйдут злоумышленникам. Надо действовать быстро. В итоге Александра дважды назвала коды из СМС.
— Я не самый доверчивый человек. Но то, что звонившая обратилась ко мне по имени-отчеству, озвучила остаток на моей карте, меня подкупило. Очнулась я, только когда связь оборвалась. Тут же перезвонила в банк и узнала, что у меня украли 140 тысяч рублей. Причем сто сняли с кредитного счета.
Александра сразу же написала заявление в полицию. Там пообещали завести дело, перезвонить. Но на связь до сих пор никто не вышел. В банке отменить транзакцию также отказались, сославшись на то, что код для проведения операции пострадавшая назвала аферистам сама. «Друзья, работающие в банковской сфере, сказали, что мне еще повезло. Мол, некоторые таким образом теряли деньги, которые выручили, продав квартиру или машину», — успокаивает себя Александра.
Звонок из «службы безопасности банка» на сегодняшний день — одна из самых распространенных мошеннических схем. Работает безотказно: мало кто успевает сориентироваться, когда тебя уверяют, что деньги вот-вот уйдут. К тому же аферисты прекрасно мимикрируют под сотрудников службы безопасности. Они знают не только паспортные данные владельцев карт, но и остаток на счете, могут назвать, в каком банкомате вы в последний раз снимали деньги.
Многие пострадавшие вспоминают: на заднем плане они даже слышали звуки call-центра, просьбы «оставаться на линии» и «оценить работу оператора».
IT-специалисту Евгению Кротову (фамилия изменена) позвонили в самое неудобное время, утром, когда нужно было выбегать на работу. Он уверен: если бы накануне не прочитал об этой схеме развода в соцсетях, точно бы попался. А так записал беседу на диктофон:
— Здравствуйте, Евгений Евгеньевич. Вас беспокоит отдел финансового мониторинга Сбербанка России, младший специалист Александр, — подставной оператор говорит казенными фразами, голос уставший. — Семь минут назад у нас был зафиксирован вход в ваш аккаунт Сбербанк-онлайн на территории Сочи. Подскажите, данный вход выполняете вы?
— Нет, — отвечает Евгений.
— Также после входа фиксируется попытка перевода денежных средств на сумму две тысячи рублей на электронный киви-кошелек. Имя получателя — Анатолий Бережин. Данный перевод подтверждать или отменять?
— Отменяйте, я переводов не делал, — продолжает подыгрывать Евгений.
— Фиксирую ваш ответ. Проинформируйте меня, вы карту нашего банка теряли?
— Нет.
— Третьим лицам ее передавали?
— Нет.
— Интернет-покупки часто совершаете по картам нашего банка?
— Нет, не часто, — Евгений с трудом подавляет смех. Но «оператор» не сдается.
— Информацию я зафиксировал. Сейчас мне нужно вас идентифицировать как клиента нашего банка, чтобы отменить данную операцию о списании. Для этого предоставьте либо номер вашего договора, либо номер вашей карты — как вам будет удобнее.
— Нет, такие данные я по телефону не предоставляю.
— Смотрите, если мы сейчас не идентифицируем вас, мы не сможем отменить данный перевод, и в течение трех минут у вас спишут две тысячи рублей. Вы это понимаете?
— Да, да, пусть списывают… — Евгений кладет трубку.
«Пройдите биометрическую идентификацию по телефону»
Это классический сценарий развода. Но есть и другие. Например, маме Андрея Громова аферисты представились «сотрудниками правительства». Обратились по имени-отчеству, обрадовали, что в качестве компенсации ей причитаются 13 тысяч рублей. Пенсионерка так опешила, что даже не запомнила за что. Далее мошенники попросили продиктовать номер карты, а также код с обратной стороны, чтобы перевести деньги.
— Причем у преступников были не только паспортные данные мамы, но и мои. Примерно в середине разговора у нее возникли сомнения в порядочности звонивших. Сказала, что хочет посоветоваться с сыном. «Громовым Андреем Аркадиевичем? Он в курсе. Мы ему уже звонили», — ответили в трубке. И это окончательно убедило маму, что с ней говорят честные люди из правительства Москвы, — переживает Андрей.
Опомнилась пенсионерка через пятнадцать минут, но этого времени мошенникам хватило, чтобы перевести с ее счетов (не только пенсионного, но и других) порядка 200 тысяч рублей. А вот в банке пострадавшим еще семь дней не могли выдать справку о движении денег на счете, требующуюся для возбуждения уголовного дела.
Филиппу Высоцкому мошенники даже не потрудились звонить — просто прислали СМС. Но выбрали очень «удачное» время — пять утра.
— Меня разбудило сообщение якобы от моего банка. В нем говорилось, что на данный момент кто-то пытается снять с моей карты 100 долларов наличными. Потом пришло предупреждение о следующей операции на ту же сумму. В третьем было сказано: «Если транзакцию осуществляете не вы, отправьте цифру «1» на этот номер». Филипп уточняет: если бы его попросили прислать некий четырехзначный код, он бы распознал мошенническую схему. Но здесь просто была безобидная единица. В итоге со счета у него дважды сняли по сто долларов, причем операцию проводили в банкомате на Филиппинах. Филиппу в итоге повезло: деньги банк через месяц вернул.
Я так и не понял, по какой схеме в моем случае работали мошенники. Мне лишь объяснили, что ранее я скомпрометировал свою карту».
А вот заявление в полицию еще от одного пострадавшего. Ему посоветовали защитить карту с помощью процедуры биометрической идентификации данных.
«Звонившая представилась: сотрудница Сбербанка Мила. Предложила пройти биометрическую идентификацию по телефону. В ответ на мой вопрос, чем она может подтвердить, что является сотрудницей банка, назвала номер моей карты, баланс на ней и мои паспортные данные: ФИО, серию и номер документа, а также указала, что я владею еще одной картой в другом банке. Я поверил ей и согласился на запись биометрии. Во время процедуры меня соединили с голосовым роботом, который попросил назвать пароль из СМС-сообщения и CVV-код с обратной стороны карты. Далее «Мила» проинформировала, что в течение десяти минут карта будет недоступна, а для проверки спишется сумма и вернется на счет. В 21:50 я попробовал зайти в свой аккаунт через персональный компьютер и обнаружил, что логин и пароль изменены неизвестными. А с моей карты списали 3636 рублей».
«Ваши данные мошенники покупают за копейки»
Все схемы объединяет одно — аферисты располагают персональными данными владельцев карт. Это не так уж и сложно — в теневом сегменте интернета торговля такой информацией процветает.
Всего за полторы тысячи рублей обозреватель агентства купила полное досье на себя, в котором были данные как российского, так и загранпаспорта, адрес прописки, даже фото из этих документов. На том же сайте предлагали приобрести сведения о счетах в банках, информацию о балансе карты, о последних операциях, о том, в каком банкомате человек снимал деньги и сколько.
Впрочем, телефонные мошенники предпочитают пользоваться базами данных, которых на специализированных форумах масса.
— Можно купить «готовую» базу, а можно заказать по конкретным параметрам, например «вкладчики Сбербанка с остатком на карте 50 тысяч рублей». Есть предложения по ВИП-клиентам, выборка по определенному региону, городу, — объяснил РИА Новости эксперт по системам предотвращения утечек данных, основатель и технический директор компании DeviceLock Ашот Оганесян. — Причем эти сведения мошенники покупают за гроши. Одна запись стоит от 70 до 120 рублей — за совсем уж эксклюзивные подборки. Вечером ты заказываешь базу, утром тебе присылают архив. Занимаются этим инсайдеры из числа сотрудников финансовых организаций — как действующие, так и бывшие. Еще меньше сил аферисты тратят на то, чтобы при звонке у жертвы на мобильном высвечивался реальный номер банка.
Множество АТС позволяют осуществлять звонки с подменой А-номера. Раньше это было проблематично из-за сложного телекоммуникационного оборудования. Теперь — дело пяти минут. Подобные услуги также предоставляют на всевозможных нелегальных форумах в интернете».
Стоит услуга копейки. «За подключение к серверу просят тысячу рублей, звонок на любой номер России — 12 рублей. Оплата в биткоинах, — озвучивает реальное предложение с теневого сайта Оганесян. — Получается, что за сто рублей они покупают одну запись из банка, еще 12 тратят на звонок. В 150 рублей укладываются. При этом обманным путем снимают у людей сотни тысяч».
«Перевел по ошибке, верните»
Впрочем, знать ваши данные мошенникам вовсе необязательно. Екатерине Савельевой (фамилия изменена) пришло СМС о переводе десяти тысяч рублей с незнакомого номера. Отправителем значился некий Мурад Х. Спустя несколько минут с этого номера перезвонили, собеседник начал заверять, что он хотел перечислить деньги племяннику, но ошибся. Всего на одну цифру. Слезно просил вернуть.
Все родственники уговаривали меня так и сделать, мол, ошибиться может каждый. Но я все же решила обратиться в банк, где перевод отменили. Уже потом узнала, что, если бы вернула деньги, могла стать фигурантом уголовного дела»,
— заключает Екатерина.
Перевод средств с незнакомого номера — еще одна популярная схема обмана. Как объясняет руководитель отдела анализа защищенности компании «Информзащита» Виталий Малкин, есть два сценария развития ситуации. Первый — самый простой, что называется, на дурака.
— Вам приходит СМС о том, что на телефон зачислена энная сумма, обычно небольшая — две-три тысячи рублей. Спустя еще несколько минут вам звонит незнакомец и уверяет, что ошибся. Деньги просит вернуть. Не каждый решит проверить баланс. Многие возвращают. А оказывается, мошенники просто подделали СМС от сотового оператора, — говорит Малкин.
Вторая схема — более опасная. Вам, как правило, переводят крупную сумму, и деньги действительно приходят на счет.
— Обычно в этом случае используют чужую карту, зачастую украденную. С одной стороны, таким образом отмывают деньги. Но в итоге если владелец украденной карты обратится в суд, сумму будут взыскивать именно с вас. И фигурантом уголовного дела станете именно вы,
— уточняет эксперт.
Есть и другой вариант: мошенник дает объявление о продаже товара в интернете, указывает номер вашей карты. И через некоторое время вам начинают сыпаться переводы от незнакомых людей — тех самых покупателей. Затем вам звонит аферист и просит вернуть деньги — мол, перевел по ошибке. Вы возвращаете. А в итоге реальный покупатель, который так и не дождался своего товара, подает на вас в суд.
Еще одну схему описал блогер Леонид Фадеев:
«Сегодня утром мне позвонили на сотовый телефон. Женский голос автоинформатора сообщил, что меня беспокоят из Сбербанка. «Собеседница» акцентировала внимание на том, что наш разговор записывается, после чего спросила: «Могу ли я услышать Фадеева Леонида Вячеславовича?» Далее последовала пауза для записи моего ответа. Когда мне позвонили в следующий раз, я стал слушать, какие еще будут вопросы. Автоматическая женщина попросила меня назвать число, месяц и год рождения».
Леонид замешкался, стал мямлить что-то невнятное. Тогда уже «человеческий» голос уточнил, что его плохо слышно, попросил повторить фразу. В этот момент блогер понял, что его хотят обмануть, и сбросил вызов.
Как объясняет Виталий Малкин, эта схема достаточно новая. Появилась после того, как банки начали внедрять механизмы идентификации по голосу.
— Преступники записывают ваши ответы, после чего звонят в банк и от вашего имени пытаются совершить мошеннические действия либо выведать у оператора необходимые данные о вашем счете, например остаток, количество карт. Получив эти сведения, они могут повторно позвонить держателю карты и попытаться его обмануть, — говорит Малкин.
К слову, записывать конкретные фразы необязательно. «Есть системы, которые на основе некоего набора голосовых данных синтезируют голос. Потом аферист произносит слова, а они звучат вашим голосом».
Как не стать жертвой
Чтобы не потерять деньги, эксперты в сфере интернет-безопасности советуют:
— ни в коем случае не сообщайте никаких данных банковской карты или личного кабинета по телефону. И неважно, кто звонит: «сотрудник отдела финансового мониторинга», «оператор call-центра правительства», «представитель налоговой службы». Помните, у настоящих сотрудников финансовых организаций, где вы оформляли карту, все эти данные есть;
— если вам звонят из банка, скажите, что вы сами перезвоните, и положите трубку. Только набрав номер самостоятельно, вы можете быть уверены, что не разговариваете с мошенником;
— занесите в память телефона номера вашего персонального менеджера или call-центра банка;
— о любых сомнительных зачислениях на счет сообщайте оператору кредитной организации.