72700 рублей. Это все, что нужно для счастья средней российской семьи
Российский исследовательский холдинг «Ромир» провел социологический опрос среди россиян и определил потребности среднестатистической российской семьи, состоящей из трех человек, для комфортного проживания. Эта сумма составила 72700 рублей.
Оказалось, что сумма «желаемого» дохода российской семьи всего на пять с половиной процентов выше, чем это было в прошлом году, хотя инфляционные издержки в текущем периоде составили почти 13 процентов.
Социологи сравнили полученный результат с данными Росстата, который утверждает, что разница между их результатом и доходами реальной среднестатистической российской семьи, при условии занятости обоих взрослых, составляет всего 300 рублей.
Согласно докладу, представленному Росстатом в марте этого года, реальные доходы россиян в 2016 году упали в сравнении с 2015 годом на 6,9 процента. Средние доходы граждан страны составили 28 тысяч рублей, они увеличились за год на 0,5 процента, а средняя зарплата — 32,9 тысячи рублей. Несмотря на номинальный рост зарплат, в реальном выражении она уменьшилась на 2,6 процента.
Если исследования «Ромира» можно считать примерно совпадающими с реальностью для крупных российских городов и мегаполисов, то с состоянием дел в российской глубинке они не совпадают полностью.
Сегодня положение российской провинции таково, что чаще всего в семьях гораздо меньшие заработные платы, едва дотягивающие до 15-20 тысяч рублей, семью часто содержит один, а не два кормильца, что еще более удаляет картинку реальности от статистических выкладок.
Если мы еще дальше удалимся от центра страны и проанализируем ситуацию в районах Карелии, мы вообще увидим разницу в доходах от среднестатистических в разы. В поселках республики зарплата в 20 тысяч рублей считается весьма достойной, а большинство людей, имеющих работу, довольствуются гораздо меньшими доходами: в 15000, 12000 и даже в 10000 рублей.
Нельзя сбрасывать со счетов и очень высокий уровень даже «официальной безработицы» в глубинке Карелии, не говоря уже о реальной, которая намного выше.
Конечно, жители российской провинции составляют совсем небольшую часть статистических выкладок и тем более – не слишком весомую часть от общего населения страны. Но едва ли их жизнь от этого становится легче. И едва ли они примут статистику «Ромира» и Росстата в качестве объективной.
Еще Марк Твен писал:
Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика.
А если проанализировать отношение граждан страны к статистическим опросам и полученным данным, то станет понятно, что статистика никогда не отражает реального положения дел.
Еще одной интересной новостью недели стало обращение Ассоциации негосударственных пенсионных фондов в Минтруд, Минфин, Минэкономразвития и ЦБ РФ с предложением наказывать работодателей за слишком низкие, «демпинговые» зарплаты.
И хотя в данном случае речь идет об инициативе обеления рынка труда, призванной бороться с «зарплатами в конвертах», косвенным образом это обращение подтверждает, что низкие зарплаты в РФ – это очень серьезная проблема.
Какие меры предлагаются? Наказывать работодателей в том случае, если заработные платы на предприятии будут на 20 процентов ниже средних по региону в данной отрасли. Есть в законопроекте и другие меры по «отбеливанию» зарплат, касающиеся МРОТа и перехода на электронный формат трудовых книжек.
Если данный законопроект будет принят в предложенном виде, работодатели в России могут столкнуться с серьезными проблемами: ведь по все той же пресловутой статистике, средние зарплаты по отраслям в регионах также сильно отличаются в большую сторону от реального положения дел.
Впрочем, российские предприниматели имеют уже колоссальный опыт обхода быстро меняющегося законодательства в стране. Один из таких вариантов – несовпадение реально получаемых зарплат с предоставляемой в инспектирующие инстанции отчетностью. С работой в стране, как говорится, «напряженка», самый большой страх работающего россиянина – остаться без работы. Поэтому «трудящиеся страны» против работодателя едва ли пойдут.
Так что статистика – статистикой, а реальность – реальностью. Как говорится: гладко было на бумаге, да забыли про овраги.