Велодвижение в Петрозаводске растет. Особенно это заметно в теплую погоду — многие предпочитают прокатиться с ветерком на железном коне, чем стоять в автомобильных пробках. Правда, сегодня в нашем городе передвигаться на двух колесах не совсем безопасно, а где-то и вовсе невозможно. Но это пока. Администрация города обещает уже в этом году создать более 6 километров велодорожек, а энтузиасты велодвижения готовы своими руками построить еще 2,5 километра. Кроме того, велосипедисты намерены всерьез изучать правила дорожного движения, чтобы начать ездить по городским автодорогам и тем самым повлиять на отношение водителей. А на днях о своем желании кататься по городу на двухколесном «железном коне» рассказал глава Карелии Александр Худилайнен. Можно надеяться, что дело, наконец, сдвинется с мертвой точки.
Вопрос о велодорожках обсуждается в Петрозаводске еще с 90-х. Тогда «зеленые» города впервые нарисовали схемы, где они хотели бы рассекать на своих двухколесных мустангах. Тогда же — при мэрстве Сергея Катанандова — было организовано несколько участков, которые отметили специальными знаками и разрешили по ним кататься велосипедистам. Но сегодня в тех местах (а именно: вдоль Лососинки, вдоль дороги от Кукковки до Древлянки, от Республиканской больницы до Древлянки и вдоль набережной Варкауса) даже знаков не осталось, не говоря о самих дорожках.
В середине 2000-х о велодорожках опять активно заговорили. «Зеленые города», велоклуб «Колесо» вместе с обычными велосипедистами даже нарисовали карту велопути Петрозаводска. Но дело опять не пошло. И вот сегодня у города вновь появился шанс довести начатое до финала и подарить, наконец, любителям велоезды места для катания.
Новую карту велодорог составили организаторы акции Veloday. Буквально на прошлой неделе очередной массовый выезд велосипедистов в город собрал 2 тысячи горожан. Для нашего небольшого и не шибко активного Петрозаводска цифра немалая.
Организатор акции — Анастасия Неровная, кстати, была одним из инициаторов появления в прошлом году велодорожки на Онежской набережной. На все согласования тогда у нее ушел месяц. Правда, сбор подписей оказался не самой большой проблемой.
— Куда сложнее оказалось найти подрядчика, который бы нанес разметку и установил специальные знаки, — говорит Анастасия Неровная. — В Петрозаводске желающих взяться за такую работу не было, поэтому мы все сделали сами. На 6 знаков на 800-метровой дорожке ушло 18 тысяч рублей.
До недавнего времени вопросом создания велодорожек в Петрозаводске занималось спортивное ведомство города. Изначально территорию хотели сделать спортивным объектом, а для этого нужно было менять статус земель, что ощутимо влияло и на время, и на стоимость реализации проекта. Теперь же велодорожки включены в план благоустройства Петрозаводска, а за дело взялся отдел экологии.
У города в этом году на создание велодорог имеется 1,5 миллиона рублей. Правда, как это обычно бывает, большая часть уйдет на создание проектно-сметной документации. Все, что останется, планируют уже летом потратить на первую велодорожку — вдоль реки Лососинки.
— В этом году мы планируем отсыпать 6 километров 100 метров велодорожки, — говорит начальник отдела экологии администрации Петрозаводска Юлия Мизинкова. — Правда, в этом году она не будет освещена, не будет сделано водоотведение — это работы дорогостоящие, но основное — ее будет видно, будет отсыпана, по ней можно будет перемещаться — это получится сделать уже в этом году.
Между тем, планы у активистов велодвижения глобальные — они разработали свою схему велодорожек для Петрозаводска так, чтобы соединялись все районы города. Причем, задействованы, в основном, зеленые зоны.
— Велосипед — это самый экологичный вид транспорта, — считает Анна Рыбалова, эколог, активист велодвижения. — Если ты работаешь в центре, то, наверное, самое удобное — передвигаться на велосипеде. Утром ты дышишь воздухом, и когда ты едешь с работы — ты можешь быстро приехать в любую точку на обед, в парк приехать.
Анна добавляет, что заниматься созданием велодорог в Петрозаводске ее вдохновила и соседняя Финляндия, где она прожила последние 2 года, и где велодвижение уже много лет на высшем уровне. К слову, побратим Петрозаводска Йоэнссуу в прошлом году был признан самым доступным городом в Северной Европе по велотранспорту.
— Это город наш побратим, он намного меньше Петрозаводска, там точно такие же предпосылки. Так почему же мы не можем собраться в своем городе и наладить нормальную транспортную систему? — с ноткой возмущения говорит Анна.
Немаловажным вопросом, над которым сегодня работают и велолюбители, и в администрации города — это безопасность велосипедистов на дорогах. Как признаются девушки, сегодня им страшно ездить и по тротуарам, и по проезжей части. В первом случае пугает реакция наши пешеходов, не привыкших «дружить» с велотранспортом.
— Я честно пытаюсь ездить по европейским правилам в Петрозаводске, — рассказывает Анна Рыбалова. — Но у нас нет культуры велосипедной езды, пешеходы, когда меня видят, начинают бегать по всему тротуару в панике и кидаться под колеса. Это очень страшно.
С другой стороны, велосипедисты боятся соседствовать на наших дорогах с автомобилистами. Некоторые не доверяют нашим водителям, некоторые не уверены в себе.
— На проезжую часть сегодня решаются выезжать только мэтры велодвижения, — поясняет Анастасия Неровная. — Сегодня мы планируем организовать школу для велосипедистов по вождению. И вот когда тысячи велосипедистов начнут передвигаться по правилам дорожного движения по дорогам, тогда сами автомобилисты начнут задавать вопросы — когда вы уже построите велодорожки, чтобы нас с ребятами разделить? Тогда уже городу ничего не останется, кроме как сделать нам свои дорожки.
Правда, в администрации о соседстве велосипедистов с автомобилями говорят настороженно. Для того, чтобы сделать велодорожку вдоль обычной дороги, нужны обязательные согласования с ГИБДД города.
— Например, велодорожка не может размещаться на проезжей части, ширина которой мала — это исключается, или если тротуар узок, на нем тоже не может быть размещена дорожка, — говорит Юлия Мизинкова. — Мы будем искать такие участки, чтобы дорожку закольцевать. Пересечения с проезжей частью будут минимальными, т.к. это не безопасно, и там должна быть нанесена разметка. Так что все должно быть сделано по всем госстандартам.
По всем описанным планам, такую систему велодорог Петрозаводск увидит в ближайшие 5 лет.
— Это если все будут работать с таким же рвением, какое есть у нас, — говорит Анастасия Неровная.
Но внести свою лепту в создании хотя бы одной велодорожки может каждый петрозаводчанин уже сейчас. Параллельно с администрацией и группой велосипедистов во главе с Анастасией и Анной, на трассе Фонтаны уже несколько месяцев трудится другая компания энтузиастов (http://vk.com/velolane). Каждые выходные с лопатами и ведрами человек 5-6 приходят в лес.
— Зимой мы здесь катаемся на лыжах, а летом хотим кататься на велосипедах, — рассказывает один из организаторов группы «Строительство велодорожки на трассе «Фонтаны» Геннадий Черепанов. — У нас есть идейный вдохновитель, человек опытный — Вячеслав Григорьевич Рашев — в свои годы он строил БАМ, а теперь руководит нами. Схемы рисует, технологию объясняет. Правда, рабочих рук у нас мало и грунта. Скоро закончится земля и придется либо скидываться, но это мера не очень популярная, не хотелось бы просить у людей, либо спонсора привлекать.
В «костяк» группы входит и хрупкая девушка Ольга. Причем сама она на велосипеде катается не часто, зато дорожку приходит строить регулярно.
— Я гулять здесь люблю — рассказывает Ольга Букина. — В сырую погоду, здесь очень некомфортно — только обувь портить. Вот построим дорожку — будет приятно ходить по своему творению и наслаждаться природой.
В планах этих «дорожных строителей» закончить в этом сезоне 2,5-километровый участок до «Развилки». Так что рабочие руки, штыки и лопаты будут здесь не лишними. К тому же, когда еще удастся почувствовать себя утрамбовщиком земли и подержать в руках самодельную колотушку?
Вот так, общими усилиями Петрозаводск устремляет в свой непростой путь велосипедизации вслед за побратимом из Финляндии. И, наверное, во многом именно от нашей инициативы и активности и зависит, как скоро мы приблизимся к лучшему вело-городу северной Европы – через 5 или 10, а, может быть, 15 лет?
Ангелина Мельникова