18 марта 2014, 11:51

Сказка о тройке на новый лад

Сказка о тройке на новый лад

Ноябрь 2013 года – на экраны страны выходит фильм «Как географ глобус пропил». Февраль 2014 года – в Москве ученик выстрелом из винтовки убивает учителя географии. Это страшно. Мы понимаем, что в российской школе существует масса проблем. Петрозаводск, к сожалению, не являет собой исключение. Предлагаем вам взглянуть на то, как устроена школьная система одной из школ нашего города изнутри. Глазами молодого учителя. Географии.

Все мы учились в школе. Оттачивали логическое мышление на уроках математики. Отправлялись в прошлое, изучая историю. Познавали окружающий мир через занятия по естествознанию. Учились нравственности у литературных героев. Сочувствовали Чацкому, презирали Ситникова, восхищались Дон Кихотом. И по прошествии 10-11 лет покидали эту обитель более или менее образованными людьми. Что-то из школьной программы нам в жизни пригодилось, что-то нет. Но за каждую каплю приобретенных знаний и навыков, за каждую достойную оценку, мы отдавали большое количество моральных и физических сил. И знали – просто так в жизни ничего само не придет. Время летит, все вокруг меняется. В том числе и школа. Но, к сожалению, похоже — не в лучшую сторону.

Уже много лет в нашей стране не утихают баталии касательно педагогической системы. Во многих школах оборудование старое и никудышное, учителей по различным предметам не хватает, а заработная плата педагогов всегда оставляла желать лучшего. Но вот вроде бы не так давно правительство, уже изрядно уставшее от мольбы и протестов участников глобального педагогического спектакля, потихоньку начало устранять эти недочеты, но… все равно что-то идет не так.

— Ну ты хотя бы контурные карты мне принеси! За что мне тебе оценку в четверти ставить? – Молодой учитель географии почти что упрашивает ученика восьмого класса. Тот отвечает ему отсутствующим взглядом и тотальным равнодушием к наставлению педагога. – Мне все равно, делайте, что хотите, — произносит горе-ребенок, и убегает в шумные объятия перемены.

И знаете, его уверенность будет вознаграждена – на последней странице его табеля не будет красоваться «двойка» за четверть ни по географии, ни по какому-либо другому предмету. И если вы полагаете, что это дитё под конец четверти вдруг активировало все свои скрытые до этого силы, выгнало наружу весь свой потенциал, чтобы порадовать маму с папой своей успешной учебой, то вы очень наивны и оптимистично настроены. Путь от заслуженной двойки до несправедливой четверки проходил следующим образом. На один балл отметка повысилась благодаря альтруистичности молодого специалиста, который, на тот момент, все еще имел призрачные иллюзии по поводу исправления нерадивого школьника.

И вот, вроде бы все должны быть довольны: педагог совершил акт милосердия, тем самым заимев положительный бонус для своей кармы, а ученик вместо полагающегося ему неуда, получил «тройку» — какую-никакую, но положительную отметку. Но тут в ход вещей вмешивается классный руководитель этого самого ученика. В ладонях она сжимает «список оценок». Тех самых оценок, которые обязаны стоять напротив определенных фамилий. Вне зависимости от реальных знаний, или, правильнее выразиться, незнаний детей. И никак иначе. Такая там у них традиция. Вот этому ставь «четыре» и постарайся закрыть глаза на то, что у него нет и никогда не было контурных карт. И на то, что он со всей уверенностью полагает, будто Африка – это какой-то там город… Учитель географии протестует: «На что он наработал, то я ему и поставлю». «Посмотрим» — отвечает классный руководитель и уходит.

— Зайдите ко мне в кабинет, — приказывает учителю вышестоящая инстанция в лице директора школы на следующий день, — мне нужно с Вами поговорить. – Мне про Вас уже все рассказали. То, что Вы творите — неправильно. У нашей школы уже давно сформированы свои принципы. И если Вас что-то не устраивает – увольняйтесь. Не хотите остаться без работы – выполняйте общепринятые требования. Надеюсь, я доступно все объяснила.
А дальше что? Представить нетрудно. Дети прекрасно осведомлены о «невинных шалостях системы», большинство их родителей — тоже. В их детских, еще до конца не созревших, но уже слегка извращенных умах формируется и крепнет чувство вседозволенности. Могу делать что хочу, мне все равно ничего не будет. Но даже здесь, на ровном месте они ошибаются. Все у них будет: и университет за плечами, и престижная работа – мама с папой постараются. Ведь у них с самого начала все схвачено. По окончании школы главное что? Правильно, получить аттестат. А знания… Да кому сейчас нужны эти знания? Они сегодня вообще никакой роли не играют. Ребенок считает Африку провинциальным городком где-то в Сибири? И что с того? Счастливо жить можно и без этой информации. Главное понимать, как получать деньги. Как купить подешевле, а продать подороже… вот тем самым умникам, которые на учебе надрываются, зубрят по ночам, уткнувшись носом в учебники. А будут деньги, можно и в Африку съездить. Заодно и узнать, что это и где это находится.

И совсем уже скоро, вот это вот поколение «вступит в свои права». Подобно жукам, влекомые одними только инстинктами, они расползутся по банкам и мэриям, по магазинам и полицейским участкам. И взрастят свое поколение, в котором, безусловно, найдется и тот, кто напишет о том, как прекрасен и чист этот мир.