Мой папа — человек поразительной выдержки. Когда я в детстве начинала с ним жарко спорить или канючить, а то и ударялась в рев, он говорил: «Ты успокойся и приведи аргумент». Так как фраза запомнилась, надо думать, что слышала я ее частенько, а стало быть человеком была беспокойным и эмоциональным, хаотично излагающим свои мысли.
Это, по всему выходит, у меня от мамы. Мама была культурный работник. Она путала все, что не касалось ее непосредственной деятельности. Она выносила критические, а подчас и необоснованные суждения обо всем, о чем не имела ни малейшего понятия. Все несправедливые мамины упреки и решения с возрастом я привыкла списывать на то, что она «не от мира сего». Потому что — работник культуры. И слово «аргумент», которое звучало более весомо чем «ремень», с мамой не прокатывало. А вот мне в голову запало. Спасибо папе.
Тут работников культуры начали обвинять в том, что они устроили дикий хай в адрес нового директора музея «Кижи». И кое-с-чем я вынуждена согласиться. Перегибают палку сотрудники музея и вообще — деятели этой отрасли. Диалог ведут не на уровне. И тут хочется сказать: «Успокойся и приведи аргумент». Так оно для дела всегда лучше.
А то выйдет как с мамой. Позволю себе небольшое лирическое отступление. Однажды мама, уже будучи глубоко за 70, отправилась на какое-то заседание в правительство защищать культуру Карелии. Спрашиваю ее потом: «Ну как?» «Ты не поверишь, ребенок, мы так спорили, что дошло до мата», — доверительным шепотом сообщила она. Я представила себе зал правительства, постные лица заседающих, всегда корректного на мероприятиях Сергея Леонидовича и пришла в ужас. «Как? Неужели Катанандов — и матерился на людях?!» — я не поверила своим ушам. «Ну, положим, Катанандов не матерился», — мрачно сказала мама. Тут я начала кое-о-чем догадываться. «Мама, а кто-нибудь кроме тебя матерился на заседании?», — спросила я в лоб. «Ну, положим, никто!» — с вызовом ответила она. Ей там пытались не одобрить программу «фольклор на селе» или что-то такое. Кстати, одобрили.
Прочла статью на другом ресурсе уважаемого мной автора Александра Фукса. Мы не враги и не друзья. Всегда, как я смею думать, общаемся с симпатией. Хоть и редко. Человек высказал мнение, которое идет вразрез с мнение культурной общественности. Что ж, в этом чувствуется и взвешенная позиция, и смелость, и щегольство. Он знал, на что идет. Кое-с-чем я согласна. Но по вопросу назначения мы с ним вряд ли сойдемся. При этом, не думаю, что мы начнем оскорблять друг друга, если когда-либо заспорим на сей счет. Но оттого, что у Фукса есть аргументы, то и вести с ним полемику как раз легко и приятно.
Однако, аргументов народ слышать не хочет. Здесь вот что интересно. Сам назначенец вызывает столь массовое отторжение, что про аргументы все словно забыли, как будто они и не нужны вовсе. Ведь не будешь же с пеной у рта доказывать аксиому? Зачем?! Она — аксиома. Так и тут. Причем, эта ситуация волнует не только работников культуры. Вся общественность взбудоражена. Еду в троллейбусе, там: «За год правления из Кижей бедлам сделает». Иду из магазина, навстречу старички: «Ничего не республике не построил, а остров ему подай». А вы бы слышали, что про бывшего Главу в бане говорят! Этого передавать не буду, обвинят в клевете, ведь я ни свечки, ни рюмки рядом не держала. И это я еще в мужском отделении не была, заметьте. А сколько там можно узнать нового? Ведь мужчины чисто по жизни — это более знающие и болтливые существа.
Перейдем к сути. Вот выступил в Москве Иван Романов. Концепция, да. Предыдущий руководитель свое видение развития представил. Концепция. А Нелидов утверждает во всеуслышание, что у него своей нет. Так почему же назначают его? Чем он так «подкупил» Мединского? О, я не в этом смысле, не подумайте плохого. А просто это говорит о том, что нужно было найти кресло неустроенному бывшему губернатору. И именно поэтому так возмутилось большинство. Хватит пристраивать своих людей на теплые места, где их ждет спокойная пенсия. Сунули бы его в сенаторы — никто бы и слова не сказал. Посмеялись бы, посудачили и все. Стерпели. Потому что какой вред от сенатора? Чем он занят-то, по большому счету? А здесь не тот случай. Не справился с республикой, пихнем его в музей — почему я должна это проглотить?
Почему всегда считалось, что в культуре разберется каждый? Что каждый напишет о выставке, выскажется о кино, поставь на театр — и тут сдюжит? Почему у нас не сапожник тачает сапоги? Говорят, он эффективный менеджер. И любит Карелию. Хорошо. Так пусть бы и проявил себя, как менеджер. Нашел инвестора, построил тут завод, возглавил его, дал прибыль и налоги. Да все бы ему только спасибо сказали. И наживайся ты на карельских недрах/ягодах сколько съесть сможешь. Так нет — надо сесть в уже готовое кресло, прибрать к рукам уже готовый коллектив, ценные земли, уже обговоренные давным-давно инвестиции — и ни куда-нибудь влезть, а в ту сферу, где ты мало что понимаешь.
Если бы к нам прислали другого директора — вообще незнакомого Карелии человека — не было бы такого неприятия. Просчитались в верхах с назначением. Теперь скандал вырос не только до столичного уровня, он выплеснулся за границы страны. Не хотят именно этого человека. Потому что хорошо понимают, кто он. И что за ним стоит. Его встретили так, что (как сказала одна интеллигентная девушка) впору застрелиться со стыда. А он ничего — на фуршет всех позвал.
Еще в бытность свою Главой РК этот человек ратовал за некую программу «Духовного преображения Русского Севера». Уже тогда это выглядело смехотворно. Ибо за гремящими словами стояла пустота. «Преображение» предполагало вливание миллионов рублей ни во что. Морщились и атеисты, и верующие. Вспоминались цитаты из Губермана, как только с трибуны неслось про «духовность».
Бывший Глава РК сразу же прошелся по учреждениям культуры и всех насмешил своими суждениями. Почему же кто-то думает, что здесь вдруг он проявит глубину и заинтересованность? В первую очередь он устроил небольшую медиа-империю правительства. На это средств никогда не жалко. Жалко стало средств на то, чтобы издавать маленькую просветительскую газету «Лицей» для учителей и работников культуры. И почему-то думается, что когда он будет делить бюджет музея на статьи расходов, то львиная доля достанется туризму. А сохранению культуры на острове останутся крохи, и это в лучшем случае. Ведь выгодно вкладываться в то, что дает финансовую отдачу. «Лицей» отдачи не давал. Театр не давал. Оркестр не давал. Такие вещи должно содержать государство, потому что они служат другим целям. Не обогатительским. Просветительским. То, что Страна в лице народа-налогоплательщика должна сохранять памятники архитектуры, никогда не принесет ей финансовых дивидендов. «Эффективные менеджеры», боюсь, вряд ли отнесутся к этому с пониманием. Потому что сегодня их назначает на посты Государство. А Государство сегодня идет вразрез с интересами Страны, и этому сегодня есть масса подтверждений.
Мы помним несколько случаев, когда бывший Глава лукавил с высоких трибун, утверждая, что черное — это белое. Даже Путину, и этому документальные доказательства, он брякнул что-то не то! Рошалю говорил, что в здравоохранении у нас нет проблем! А на пресс-конференции он выкрикнул про «феноменальные успехи», говоря нам о нашей жизни. Мы что это — забыли? Мы хотим, чтобы и дальше нам впаривали откровенную ложь? Вот Эльвира Аверьянова помнит, к примеру, КАК с ней разговаривал бывший Глава. И какие неприличные жесты себе позволял. Там такое хамство было, что куда там работникам культуры…
Встречаю такое суждение, в том числе у своих добрых друзей: дескать, какая разница, что за директор, ведь до Кижей нам все равно не доехать — дорого. Друзья! Билеты на остров — это не музей. Это транспорт. Частный транспорт. К сожалению, (и думаю, тут есть вина и музея) не организовано у нас так, чтобы возили за божеские деньги. У нас вообще в стране мало что организовано для людей. Кометы дорогие. Кстати, когда-то новый директор руководил пароходством. И где то пароходство? Сейчас он мог бы вынуть козырную карту из рукава: «Давайте я по старой памяти организую те самые пароходы для вас в полцены!» И народ зааплодировал бы и принялся ездить на Кижи летом. А что он может вынуть из рукава сейчас?
Справедливости ради стоит сказать, что идет сейчас строительство инфраструктуры именно для туристов. Медленно, но идет. Не все в деятельности музея гладко. Проблем много, и воды здесь лить не буду. Да, я тоже была на острове только в детстве да пару раз по работе — давно. И помню, как там было все неудобно в плане инфраструктуры. И к директору Аверьяновой предъявляют эти претензии, возможно, обоснованно. С ней вообще особенно ведь не дружили ни журналисты, ни сами ее коллеги. Меня никто не может упрекнуть в том, что мы с музеем расшаркивались друг перед другом. Напротив — я тоже попадала «в опалу», когда позволила себе усомниться в необходимости именно таких реставрационных работ в церкви, внимая доводам академика Орфинского и иже с ним. Я никогда не состояла в «пуле», который вывозили на Кижскую регату и прочие торжества. И мне не всегда было понятно распределение «квот» на освещение в прессе этих праздников. Я списывала это на то, что наше СМИ там неугодно (правда, я привыкла к тому, что наше СМИ неугодно везде). Поэтому, сменись Аверьянова на Лугового или на пришлого Пупкина, я бы, наверное, только приняла это к сведению и все. Но здесь — повторю — не тот случай.
Да, работники культуры — подчас неприятные люди. Они любят тех, кто их поддерживает, и перестают любить тех, кто критикует. Они кричат, когда их театры закрывают, а музеи отнимают, они ничего не понимают в политике и экономике и поэтому, подчас, приводят абсурдные доводы. Но они делают то, чего все мы не умеем делать. И, видимо, никогда не научимся. Они служат Культуре, как бы пафосно это не звучало. За копейки. Только представьте себе — всю жизнь они копошатся в клубах и театрах, среди пыльных костюмов и расшатанных декораций, в старых церквях, архивах, в тиши библиотек, общаются со стариками, которые помнят о культуре деревенской (а старики, сами знаете, бывают неприятны еще более самих работников культуры). Посмотрите, как они беззащитны. Посмотрите, каким счастьем горят их глаза, когда у них есть возможность раскрыться в том деле, которому они служат. А ведь за это они не получают порой даже благодарности, не говоря о каких-то там дивидендах. Если уж на то пошло, это именно они расскажут моему внуку, почему здесь красиво, весело и интересно, почему нужно Родину любить. Это сделают они, а не Нелидов и не министры. Они много могут стерпеть, когда пинают лично их, это я по маме помню. Но когда непрофессионал трогает их ДЕЛО, которое для них свято, они бунтуют и готовы на все.
Мне очень хочется надеяться, что на пост директора музея «Кижи» придет другой человек. Что он будет в первую очередь заинтересован в сохранении культурных ценностей. Что он окружит себя в том числе и эффективными менеджерами, которые смогут устроить так, чтобы люди на эти ценности могли полюбоваться и чувствовали себя комфортно. Но последние известия не дают мне практически никакой надежды. Если сразу не отменили приказ, и человека оставляют в должности на год, а там, дескать, посмотрим, чем кончится «эксперимент», если еще только в проекте предложение, чтобы директора выбирали на конкурсной основе, если министр отрасли одобряет кумовство в части назначений на такие знаковые посты — то в этом ощущается обреченность.
Все бушующее интернет-сообщество думает, с чего бы начать, чтобы что-то изменилось в стране, и стало лучше. Есть идея — надо довести до конца эту борьбу. Показать на этом примере, что нам не все равно, что народ не приемлет тупых, скороспелых и выгодных кому угодно, только не жителям страны решений власти. Нужно всего лишь вспомнить, что мы и есть народ.
