30 сентября 2024, 08:00

Зоркие жители приграничья не допустили нарушений рядом с Вяртсиля

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 30 сентября в 2004 году

Летом на карело-финских рубежах ровно двадцать лет назад были задержаны 8 нарушителей границы. Уйти лесами в Финляндию, а оттуда в другие страны Европейского Союза попытались граждане Молдовы, Турции и Украины. Однако, им помешали наши пограничники, а также, что немаловажно – местное население, то есть жители приграничных территорий.

Перейти границу у карельской реки Янис было совсем непросто. Здесь, по новому крылатому выражению Президента страны, «Карацупа с собакой» под каждым кустом. Выходцы из стран Ближнего Востока и бывших союзных республик СССР, вероятно, об этом не знали или надеялись на «авось». И пытались лесами уйти в Европу. «Они пытаются через Финляндию попасть в страны ЕС. Думают, что здесь легче перейти государственную границу. Леса! Никто не найдет, не заметит», - скептически отметил Александр Осиев, старший офицер по воспитательной работе УФСБ по РК.

Наши пограничники заметят, заверили офицеры. Хотя наши солдаты-срочники, сетовали командиры, совсем не те, что были раньше. С каждым новым призывом защитники Родины были все меньше ростом, дефицит веса у каждого второго. Их старались откормить в солдатской столовой. Жировая прослойка пригодится зимой, когда охранять границу приходится в 30-градусный мороз. На погранзаставе «Янис» служили и ингуши, и дагестанцы, привыкшие к мягкому климату. «Такие же, как и все, простые ребята, - охарактеризовал подчиненных командир стрелковой бригады Александр Черемкин. – Попали служить – служат. Ждут, когда придет время ехать домой. Считают дни».

На границе служили и женщины. Они дней не считали. Ведь они шли в армию, чтобы прокормить семью и увольняться не спешили. Мужчинам найти работу в приграничных населенных пунктах было практически невозможно. «Самое сложное – только погодные условия, - сказала Оксана Чекурова, младший сержант пограничной службы. – Все остальное – на уровне».

Жители приграничной полосы, а на станции Вяртсиля их тогда оставалось не более 50 человек, были главными помощниками пограничников. Это с их помощью задерживали подозрительных личностей, которые пытались перейти границу или просто нарушали паспортный режим.

«На границе не страшно, - сказала местная жительница Вера Клямова. – Знаем, что тут рядом пограничники… Спасут, выручат. Нет, не боюсь. В другом месте, может, и боялась бы. А здесь – нет». Вера Николаевна была членом добровольной дружины. Она регулярно приходила к командирам с отчетом о ситуации в поселке, получала новое задание, внимательно изучала ориентировки на потенциальных перебежчиков.

«Если бы не они, нам было бы намного тяжелее, - признался Александр Осиев. – Почему произошли эти трагедии в Беслане и так далее? Там не налажена такая работа с местным населением по охране государственной границы. Там есть пособники. Здесь их, к счастью, нет. Население помогает».

В те годы в местечке в местечке Вяртсиля полушепотом заговорили о свертывании погранзаставы – мол, не зря Президент так иронично про Карацупу с собакой высказался. Все были уверены, что в будущем на этом месте будет только контрольно-пропускной пункт. А кто будет в таком случае охранять 7400 метров границы, за которые в 2004 году отвечали солдаты срочной службы, никто ответить не мог.

...

С начала сентября милиционеры работали в усиленном режиме. В республике действовал план «Вихрь-Антитеррор». В том числе и кинологам приходилось трудиться по 12 часов в сутки. Служебно-поисковые собаки тоже работали на износ.

Ротвейлер Стив и его хозяин Владимир Ермолаев продемонстрировали, как собака показывает, что обнаружила взрывчатку или оружие. В бензобаке легковушки был спрятан тротил. Стив его нашел. В карельском питомнике на тот момент было всего 67 собак, и все они попали туда уже взрослыми. Стиву был уже год, когда ему пришлось сменить хозяина. Его отдали в питомник. Специальные тесты показали, что его душа лежит к поисковой работе. Так Стив стал восьмой собакой в питомнике, специализирующейся на поиске взрывчатки. На обучение четвероногого питомца уходило от двух месяцев до полугода. Стив научился искать взрывчатку и оружие за пару месяцев.

Помимо призвания имеет значение и характер животного. На такую работу берут только уравновешенных собак, злые отправляются в караул.

«Характеры у собак разные, стараешься подстраиваться сам под собаку. Какой у нее характер, такие и методы воздействия будут», - сказал Владимир Ермолаев. Он работал кинологом уже 11 лет. Признался, что попал на эту службу случайно. И ни разу не пожалел об этом. Оба дружелюбные и уравновешенные – Владимир и Стив – менялись на глазах на задании. Во время обхода школы кинолог просил не подходить близко к питомцу. Пес сосредоточился, отвлекаться на журналистов ему было нельзя. За два года совместной работы эта пара сотни раз выезжала на поиск тротила и оружия. И только пять раз Стив давал сигнал об опасности. Карелия оставалась довольно спокойным регионом.

В сентябре 2004 года Владимиру со Стивом приходилось работать по 12 часов в день. Под их наблюдением были все образовательные учреждения города. Ни оружия, ни взрывчатки в школах при обходах обнаружено не было. 

Таким было 30 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.