02 ноября 2019, 08:00

Зимняя прописка в больницах Карелии для бомжей дорого обошлась казне

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 2 ноября в 1999 году

На прошлой неделе мы рассказывали о судьбе молодого мужчины, который на лето «прописался» под мостом на железнодорожном вокзале Петрозаводска. Произошла эта история ровно 20 лет назад, когда сотрудники вокзала привлекли внимание прессы к судьбе бомжа Сергея. Вообще, три года подряд «определенным» местом жительства у Сергея были улицы, закоулки, колодцы, подвалы и бункеры. Одна нога у него была давно ампутирована, вторая требовала лечения.

После того, как телеканал «Ника Плюс», архивом которого мы пользуемся при подготовке этой рубрики, показал этот репортаж, Сергей «сменил прописку». И начал арендовать больничную койку в Больнице Скорой медицинской помощи. Заведующий хирургическим отделением БСМП О.Д.Морозов заявил: «Больной был доставлен Скорой помощью по вызову сердобольных прохожих. Доставлен был в связи с холодами этот человек, замерзал. На ноге у него гнойное обширное поражение есть, которое связано частично с образом жизни, частично от антисанитарных условий».

Приемлемый «санитарный» вид Сергею придавало все приемное отделение, потратив на это два дня. Лечение прошло успешно. Вторичная ампутация другой ноги пациенту не грозила. И теперь перед медиками-гуманистами возникла другая проблема: «А теперь большой вопрос: куда его девать? Под мост его обратно отправлять нельзя, сейчас зима наступает». Летом бомжи освобождают больничные койки куда охотнее. Освобождают сразу после окончания лечения. А далее с новыми силами принимаются за дела: кто сдает бутылки, кто просит подаяния, а кто ворует. На воровском жаргоне все это объясняется очень просто «зеленый прокурор идет, под каждым деревом хаза». А зимой только в одной Второй хирургии БСМП проходило не менее десятка таких пациентов. Идти им было некуда. Если бы Сергей не был бомжом, он пролежал бы здесь со своим диагнозом 5-7 дней. А так в среднем его «коллеги» занимали больничную койку минимум на месяц.

«Деньги, которые выделяются на содержание койки, на лечение — они расходуются чисто на кормление и уход. А в среднем койко-день 120 рублей», - отметил Морозов. В итоге сумму, которая была запланирована на лечение потенциального больного, тратили на социальные услуги для лица без определенного места жительства. Последнее в обязанности лечебного учреждения не входило, и органам соцзащиты следовало бы об этом помнить. В Доме ночного пребывания Сергей еще не был — у него не было документов. В свои 27 лет он мечтал о пенсии и более-менее обеспеченной старости: «Буду добиваться, чтобы куда-то меня устроили. Может, в дом престарелых».

Сердобольные медики, несмотря на свою острую финансовую недостаточность, от подобных больных не отказывались. Попутно врачи искали для Сергея место в интернате для инвалидов. Функции богадельни в их больнице докторам нравилось мало. Но что они могли поделать? Ведь все органы соцзащиты были так неизлечимо заняты.

Помочь в таких случаях могли если не социальные службы, то религиозные организации. Кстати, именно в те дни епископ Петрозаводский и Карельский Мануил находился с официальным визитом в Финляндии, куда был приглашен главой Финской православной церкви. После визита Владыка встретился с журналистами, чтобы поделиться своими впечатлениями от поездки. Надо отметить, что связь между карельским и финским епископатами продолжалась уже на протяжении 10 лет. И поездка епископа Мануила в Финляндию стала уже третьим официальным за всю историю этих отношений визитом.

Пресс-конференция совпала с днем рождения Владыки Мануила. Епископ Петрозаводский и Карельский родился в день празднования иконы Иверской Божьей матери, что давало ему право считать ее своей духовной покровительницей. После поздравлений собравшиеся перешли к итогам поездки епископа в Финляндию. В 2000 году исполнялось 10 лет, как между Петрозаводской епархией и русской и финляндской православной церковью установились официальные связи:

«Как только стали возможными контакты с Финляндией, где-то в конце 80-х годов открылась граница, и у нас появились возможности взаимно посещать, скажем, нам — финские приходы, а финны приезжать стали к нам, с этого момента мы стали устанавливать контакты. Очень тесные, добрые, они укрепляются и поныне. И для нас это очень важно». В ходе визита был окончательно улажен вопрос миссионерства финских священников на нашей земле. Наверняка, многие помнят, что в начале 90-х годов с принятием у нас закона о вероисповедании у западных, в основном скандинавских священнослужителей, создался образ России, как некоей духовной пустыни, которую надо срочно и непременно окрестить. Вместо ожидаемой православной русской церковью поддержки возрождения православия на Руси, европейские служители культа проторили свою дорожку к храму. Помимо протестантов, многие миссии вообще трудно поддавались классификации. Они стояли вне всяческих конфессий, будучи сектантами или внеконфессиональными проповедниками. Дабы остановить ретивых «крестоносцев», глава Финской православной церкви будет на это испрашивать благословения нашего Владыки — так было решено во время встречи. «Чтобы я об этом знал, чтобы я дал свое благословение. И они после того, как совершат богослужение или крещение, будут давать специальное удостоверение, что такой-то человек крещен в православной традиции священником Финской православной церкви», - пояснил Владыка Мануил. Кроме того, были устранены все недоразумения между епископатами, которые возникли в результате так называемого «эстонского раскола». Финская православная церковь относится к Константинопольскому, а русская — к Московскому патриархату. Охлаждение между ними возникло в годы притеснений православных приходов в Эстонии, что не могло не ухудшить отношений. Как видим, нести религию в массы не так-то легко. Подобно светской религиозная жизнь была наполнена своими проблемами. Визит возобновил официальные связи и личные контакты главы нашего епископата с финским архиепископом Иоанном. А в преддверии знаменательной даты, празднования 2000-летия христианства на Земле, это не так уж и мало.

Таким было 2 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.