23 октября 2020, 17:42

В Петрозаводске открылась ярмарка карельских сельхозпроизводителей

Получилось простенько и бедненько, зато бесплатно и только свое

Текст и фото: Антонина Кябелева

23 октября в Петрозаводске на улице Инженерная открылась традиционная сельскохозяйственная ярмарка, которая продлится до 1 ноября. Ее особенность в том, что в этом году сюда могли попасть только карельские предприятия и фермеры. Участие в ярмарке для местных товаропроизводителей бесплатное. Что из этого получилось, увидела журналист нашего издания.

Изначально предполагалось, что в этом году ярмарки на улице Инженерная не будет. В качестве альтернативы жителей карельской столицы пригласили на ярмарку в микрорайоне Древлянка возле гипермаркета «Лотос Плаза». Ярмарка-то работала, то закрывалась из-за несоблюдения масочного режима и других правил безопасности, то вновь начинала функционировать. Участники ярмарки нервничали, так как оплатили место на ярмарке и теряли деньги, а горожане окончательно запутались, гадая, как не столкнуться с запертой калиткой.

Вход на ярмарку на улице Инженерная украшал крупный плакат с просьбой соблюдать социальную дистанцию и масочный режим. На входе стояла женщина, внимательно наблюдая, чтобы ни один покупатель не просочился без натянутой на нос маски. Лайтовые варианты ношения индивидуальных средств защиты с открытым носом не проходили. После замечаний покупатели безропотно натягивали маску до самых глаз.

Первое ощущение от нынешней ярмарки – огромные пустующие площади, давящие своей бесполезностью. От былого сельскохозяйственного изобилия не осталось и следа. Даже традиционными для Карелии капустой, картофелем и морковью торговали всего из пяти машин.

- Чего не хватает? Узбеков не хватает. Хотели сухофруктов нормальных купить, но ничего нет,

- разочарованно сказал глава семейства, сопровождающий супругу с коляской.

- Хотелось бы разнообразия. Массовости не хватает, - поддержала его жена, представившаяся Снежаной.

Если судить по представленному на ярмарке ассортименту, то самый распространенный в Карелии продукт местного производства – это мед. Целый ряд был выделен под сладкую продукцию карельских пчеловодов. В среднем цела за килограмм меда варьировала от 900 до 1000 рублей.

Медом торговал даже Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, параллельно собирая пожертвования. Монастырская ферма, кроме меда, предлагала сыры собственного производства, но, откровенно говоря, не по божеским ценам – 1300 – 1600 рублей за килограмм. Сыр, произведенный в Швейцарии, можно приобрести в Петрозаводске значительно дешевле.

Мед «Карельское разнотравье» соседствовал с кусочками мыла с добавлением меда.

 

- Мыло моя жена делает. Его очень надолго хватает. Я мылю, мылю, а кусок не уменьшается,

- рекламировал свою продукцию предприниматель из Ладвы.  

По соседству пчеловод из деревни Мянсельга Андрей Рогов убеждал пожилую пару, что, приобретя его мед и ежедневно принимая его натощак, можно снизить уровень сахара. Он предлагал мед с добавлением морошки. В ярмарках Андрей не участвовал последние три года из-за того, что к нему повадился медведь:

- Я здесь не был уже три года, потому что меня медведь тормошил. Мне приходилось утром ехать на пасеку выключать радио, а вечером ехать – включать. Мне тяжело было, я очень уставал. Сейчас я купил систему электропастух. Медведь подходит, его током ударяет, он уходит.  

По его мнению, нынешняя ярмарка больше напоминает выставку, и серьезных продаж вряд ли стоит ждать.

В наш разговор вмешалась женщина, представившаяся Татьяной. Она пожаловалась, что из других микрорайонов Петрозаводска на улицу Инженерная очень трудно добраться.

- Я с Ключевой добиралась почти два часа. Вы представляете? Автобус восьмерка не ходит. Пришлось ехать с пересадками. Я пришла за мясом. Где хозяйства Ильинское, Мегрега, Янишполе? Никого нет. Раньше они торговали на ярмарке. А я за мясом ехала. На ярмарке на Древлянке тоже выбора особенного не было. К тому же она несколько дней вообще не работала,

- сказала Татьяна.

Фермер из села Вешкелица Евгений Торопцов убеждал приобрести мед в качестве средства против инфекций. Он рассказал, что в ярмарках не участвовал очень давно, так как его мед и так хорошо разбирают местные жители.

- А сейчас министр позвонил, сказал, мол, мы тебе дали полтора миллиона, надо приехать хоть раз на ярмарку. Я согласился,

- рассказал Торопцов об инициативе министра сельского и рыбного хозяйства Владимира Лабинова.

Буквально через несколько минут я встретила Лабинова в сопровождении сотрудника министерства Андрея Квасникова. Министр рассказал, что поступило около 40 заявок на участие в ярмарке, но пока еще не все успели приехать.    

- Мне рассказали, что вы уговаривали фермеров принять участие в ярмарке. Лично звонили. Было такое?  - уточнила я.

 

- Я уговаривал? Не знаю, Андрей Иванович, кого я уговаривал?

– удивился Владимир Лабинов, обращаясь к Квасникову.

- Все в равных условиях, - насторожился Квасников.

И чуть поразмыслив, подтвердил:

- Мы, естественно, из министерства звонили.

Лабинов вспомнил, что «давал команды», чтобы на ярмарке была представлена мясная продукция. Но выяснилось, что в хозяйствах нет бычков для забоя.

Я поинтересовалась, почему изначально говорили о том, что на улице Инженерная ярмарки в этом году не будет, а затем решили ее провести? По словам Лабинова, площадка на Инженерной не была технически готова, и только накануне доделывали уличное освещение.

- Какие у вас впечатления от старта ярмарки? – поинтересовалась я.

- Ассортимент соответствует нашей карельской структуре сельского хозяйства.  Понятно, что воронежского подсолнечного масла здесь не может быть. А все, что в Карелии производится, здесь есть… Пусто потому, что площадь большая, а производителей пока немного. Сегодня рабочий день. Завтра покупателей, наверное, будет побольше, и ощущение заполненности, наверное, будет другое,  

- сказал Лабинов.

- Не кажется вам, что бедноват ассортимент?

- Начнем с того, что это уже вторая серия. Перед этим все-таки десять дней отторговали у «Лотос Плазы». Поэтому сейчас дочистка, - заметил министр.

С министром, конечно, можно было бы поспорить. Одинокая фигура мужчины, торгующего брусникой, олицетворяла собой все ягодно-грибное изобилие края.

На открытии ярмарки только в одном месте торговали морковью, а свеклы не было даже в проекте. Да и цены «кусались». Картофель предлагали за 20-23 рубля, морковь – за 30 рублей, капусту – за 20 рублей за килограмм.

Фермеры рассказали об инциденте, который произошел на ярмарке на Древлянке. Предприниматели из другого региона стали продавать капусту с указанием, что она выращена в Олонецком районе. Олонецкие фермеры возмутились, требуя не вводить покупателей в заблуждение. Рассказывают, что чуть до драки дело не дошло. Но карельские фермеры так ничего не добились, и «чужая» капуста шла как своя. На ярмарке на улице Инженерная в этом году только местная продукция.

На фоне пугающих просторов небольшое оживление возникало возле рыбных прилавков. Но и тут цены были даже чуть выше, чем обычно.

Ряпушка шла за 120 рублей за килограмм, форель продавали за 430-450 рублей, судак за 280 рублей, рыбные рулеты предлагали за 460 рублей.

Карельская молочная продукция была представлена медвежьегорским заводом и АО «Эссойла». В ярмарке приняли участие Суоярский хлебозавод, соблазняя покупателей пряниками и печеньем, а также петрозаводская пекарня с улицы Пирогова.

Жаль, конечно, что ярмарка получалась такая куцая. Не хочется верить, что она отражает «карельскую структуру сельского хозяйства». Потому что с такой «структурой» можно и голодным остаться. Да и перспектива того, что на ярмарку в выходные придет больше покупателей, которые заполнят собой «пустоты», тоже не внушает оптимизма.