Старый город. Великий водный путь, построенный на костях
Что такое Беломорканал? Это водный путь, соединяющий Балтику и Белое море, одна из «великих строек» СССР. Он был возведен руками заключенных менее чем за два года. Даже несмотря на то, что работы велись на Балтийском щите, в скалах и болотах, а основными инструментами так называемых «каналармейцев» были кайло, лопата и тачка.
По официальным данным строителями было извлечено 10 миллионов кубометров грунта — в том числе около 2,5 миллионов кубометров скальных пород. Это сотни тысяч железнодорожных составов.
На гигантской стройке трудились 100 тысяч заключенных — безликих каналоармейцев, строивших «светлое будущее» с кайлом и лопатой в руках. Они жили в бараках без окон — по 300 человек в каждом. И умирали — от голода, холода, побоев, истощения, производственных травм. По разным данным, на Беломорканале погибли от 20 до 50 тысяч человек. Каждый пятый. Или даже — каждый второй.
А теперь интересный факт. Официально начальником стройки был назначен функционер ОГПУ Лазарь Коган. Но за его спиной был серый кардинал, истинный хозяин Беломорканала — Нафталий Френкель. Бывший одесский бандит, правая рука того самого Мишки Япончика, узник Соловецкого лагеря и один из идеологов Гулага.
Именно Френкель предложил использовать заключенных в качестве рабочей силы. И советскому руководству идея понравилась — финансирование стройки было урезано до минимума, однако люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно питали Беломорканал человеческим материалом.
2 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал был торжественно открыт. Этот водный путь, построенный на костях советских граждан, функционирует и по сей день. И является грандиозным памятником советской эпохе — великой и бесчеловечной.
Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте», чтобы не пропустить новые видео. До встречи в «Старом городе»!