Старики Петрозаводска обещали устроить переворот, если их не послушают

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 9 марта в 1999 году.

Перед многими петрозаводчанами в конце 90-х стояла проблема выживания в тяжелых экономических условиях. В связи с этим улицы нашего города стали местом пересечения интересов разных социальных слоев общества. Горячей точкой на этот раз стала территория перед фасадом Центрального рынка. Несколько десятков торгующих пенсионеров возмущенно требовали защитить их права. «Я всю жизнь отработал — 41 год на производстве. Сейчас прихожу сюда, вынужден торговать, чтобы заработать себе на хлеб и на лекарства. И нас сейчас экологическая милиция стала выгонять с базара, потому что мы, старики, стали пахнуть!», - кричал пожилой человек.

Вполне естественно, что людей с мизерными пенсиями в свободном экономическом пространстве улиц притягивали выгодные торговые места. Заместитель начальника отдела УВД С.В.Кузнецов объяснял: «В основном они сконцентрированы в районе Центрального рынка. И в силу того, что места им были предоставлены не очень удобные, соответственно стихийно, после того, как были убраны прилавки, которые находились на краю фасада в летнее время (они предоставлялись для торговли зеленью и цветами) — то на этом месте организовалась стихийная торговля на фасаде рынка». В этой ситуации недовольство проявилось не только у пенсионеров, но и у руководителей крупных торговых организаций. Председатель совета ГОРПО Б.Л.Махренский предупредил: «Постановление об организации торговли в Петрозаводске, подписанное еще Сергеем Катанандовым, когда он был мэром, пока никто не отменял. А там четко обозначены места, где разрешается торговля. Уличная или рыночная. Именно то место, из-за которого сейчас баталии начались, в списке этого места нет». У правоохранительных органов был свой взгляд на эту проблему. «С одной стороны — это не очень эстетично, многие граждане на это жалуются. С другой стороны нам поступили официальные письма от председателя ГОРПО, от комитета по торговле. О том, что там торговать не положено», - пояснил Кузнецов. Пенсионерам в свою очередь ситуация виделась несколько под другим углом: «Нам объясняют, что мы нарушаем экологию базара. Я так понимаю, что дело не в экологии, а властям просто стыдно, что мы тут стоим с мизерными пенсиями на хлеб зарабатываем».

Некоторое время назад городские власти пытались решить проблему торгующих пенсионеров. На что имелись соответствующие документы. «В первую очередь это постановление главы самоуправления города, которое обязует владельцев рынков, не зависимо от форм собственности, предоставлять пенсионерам льготные места или даже бесплатные места. Какой-то процент от общего количества мест должен выделяться каждым рынком», - сказал Кузнецов. «Тот документ, на который ссылается блюститель порядка, в нем требуется предоставить 10% мест на рынке бесплатно в пользу торгующих — он неправомерен. Администрация может принимать такое решение только по отношению к рынкам муниципальной формы собственности», - спорил Борис Махренский. Совет ГОРПО придерживался мнения, что в первую очередь городская власть должна помочь решить проблему уличной торговли и участия в ней пожилых людей. Борис Махренский даже использовал репортаж, как трибуну: «Администрация города, я к вам еще раз обращаюсь, как председатель совета, наведите своими силами, пожалуйста, порядок на территории, принадлежащей вам. Нужно организовать, опять к этому возвращаемся, подконтрольный процесс торговли. Иначе ситуация выйдет вообще из-под контроля. Вот эти люди, они действительно страдают, иного мнения быть не может, но они сегодня уже расположились от проспекта Ленина широким фронтом до улицы Красной».

Опыт создания так называемого «блошиного рынка» в Петрозаводске уже имелся. «Один из рынков, который даже был оборудован, как блошиный, он сейчас используется, как авто-рынок «Петропассаж». Он был создан не в очень удобном месте. По нашим предложениям это было подготовлено. Был решен тогда в городе вопрос и об уборке этого рынка, и об оборудовании его прилавками. И он пустынно благополучно простоял, пока не приняли решение перепрофилировать его под автозапчасти. Как рынок автозапчастей он прижился и пользуется спросом», - рассказал Кузнецов, но пояснил, что, если проблему с местом для блошиного рынка решить удастся, то головной боли у власти вместе с тем меньше не станет: «Это опять же упрется в вопрос финансирования, содержания, оборудования. То есть если места будут бесплатные, то кто-то должен вывозить мусор, убирать территорию». И заверил, что пока муниципальные власти всерьез не обратят свой взгляд на эту проблему, органы правопорядка будут исполнять свой долг честно: «По человечески людей понять можно, но нарушать у нас никому не позволено существующий порядок». Пенсионерам же было суждено взывать к жалости и даже выступать с радикальными заявлениями: «Решайте, правители, вопросы народа. Иначе изучайте историю, как свергали тиранов! Если вы не тираны, то встаньте лицом к своему народу! И решите необходимые вопросы даже минимально — тут ни ума, ни труда не надо. Не рубите сук, на каком сидите».

Ровно 20 лет назад лесопромышленники, руководители отрасли надеялись, что лесные аукционы в скором времени станут делом привычным для республики. Хотя поначалу, как и во всяком новом начинании, здесь существовали свои тернистые пути. Во всяком случае на первых аукционах, которые были призваны поправить дела с финансами в целом в республике, желающих собиралось немного. Так в начале марта 1999 года в помещении Госкомлеса собрались немногочисленные представители лесных фирм, желающих приобрести выставленные на аукцион делянки в Муезерском районе. Однако,на каждый из предложенных лотов претендовал максимум один покупатель. Налицо было отсутствие непременной составляющей рыночных отношений — конкуренции. Советник председателя правительства по экономике С.И.Денисов отметил: «Поскольку торг между участниками в данной ситуации не может быть обеспечен, аукцион объявляется несостоявшимся».

Несмотря на то, что торги не состоялись, это вовсе не означало, что лесопромышленники не заинтересованы в подобных мероприятиях. Наоборот — они считают это дело правильным. Представитель лесопромышленников Валерий Лаврович подтвердил: «Я считаю, что правильно делают аукционы. Не зависишь ни от кого: есть деньги — работай, даешь людям работу, платишь налоги своевременно. Не платишь налоги — тебе не дадут лесфонд, все правильно». Отсутствие лесных фондов — главный бич медленно поднимающейся лесной промышленности. Торги должны были решить эту проблему. К тому же начальные цены аукционов, похоже, удовлетворяли и государство, их назначающее, и покупателей. «Чтобы добиться лесфонда без аукциона, надо слишком много усилий затратить. Так лучше: есть деньги — покупай», - сказал Лаврович. На торги выставили делянки различных объемов, позволявщие удовлетворить аппетиты фирм различной величины. Однако, то ли Муезерский район не привлекателен, то ли информированность промышленников была крайне мала, но торги не состоялись. Такое положение дел продавца в лице государства, естественно, удовлетворить не могло. «Мы просто расширим круг участников. Если не хотят брать карельские лесозаготовители (маленькие фирмы кричат, что у них нет денег), то пусть берут другие. Вот и все», - пообещал советник Денисов.

Таким было 9 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.