06 июня 2019, 21:13

Посвященная обуви выставка обещает удивить гостей Национального музея

Среди экспонатов - редкие этнографические образцы, предметы известных людей республики, пуанты балерины и многое другое.

В Национальном музее Карелии сегодня открылась новая выставка «Сапоги, штиблеты, коты». 

— Обувь ставит человека на пьедестал, — последнее время это — любимый афоризм директора Национального музея Карелии Михаила Гольденберга.

— Конечно, это шутка, но, как говорится, в каждой шутке — доля шутки, остальное все — серьезно и любопытно.

Открывшаяся в музее выставка посвящена обуви.

 — Мы очень хотим вас удивить, потому что выставка задумывалась очень давно. Впервые музейный зал отдан этому выдающемуся достижению человечества. Мало того, что она рассказывает об исторических эпохах, в какие была создана, так еще это и редкие для музеев вещи, очень трудные для хранения. 

Впервые выставка дополнена сувенирным рядом: музей выпустил открытки с изображением экспонатов и коротким их описанием. Примеряли для фотосессии сапожки, туфельки, коты, штиблеты, лапти, кеньги и прочую удивительную обувь сотрудницы музея. Посетители, конечно, не смогут это сделать, но зато могут увидеть более 60 пар и единичных образцов обуви, 14 из них изготовлены в Петрозаводске в последние 70 лет. Дополненные одеждой, аксессуарами, фотографиями, они иллюстрируют своеобразную эволюцию обуви, да и, пожалуй, нашей жизни. 

Среди экспонатов редкие этнографические образцы— тапок из шкурки гагары, запутавшейся в сетях где-то на земле Калевалы, поршень («коты»), обнаруженный в музейных запасниках, попавший сюда так давно, что никакого описания на него в документах нет. 

Есть здесь и предметы из мемориальных коллекций известных людей республики – О.В.Куусинена, Э.А.Баландис.  Несколько лет назад Наталья Гальцина подарила музею пуанты, в которых танцевала в «Лебедином озере». 

— Одной пары хватает от силы на два спектакля,

— рассказала она, и делаются они одинаковыми для правой и левой ноги. 

Кстати, крестьянские лапти тоже делаются одинаковыми на обе ноги и тоже недолговечны: две недели проносил — и плети новые. Получается, что крестьяне — близки балету, ну а балет — России. Получается, что ни вещь — то открытие. Удивительной красоты сапожки на шнуровке и на каблучках сшил не французский сапожник, а наш, из Олонца. Смотришь и сомневаешься в поговорке: «Пьет , как сапожник...». 

Много открытий, разрушений стереотипов обещает выставка. Рассказ об обуви дополняют образы советских граждан 1950-х и 1970-х гг., одетых сообразно моде этих десятилетий: мужские и женские драповые пальто сшиты... в Беломорске, а изящные туфельки — в Петрозаводске... И не говорите, что история — это только прошлое.