15 февраля 2019, 08:00

Перебои с хлебом два дня пугали жителей Петрозаводска

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 15 февраля в 1999 году.

Мы вчера рассказывали о том, как предприниматели Петрозаводска вышли в феврале 1999 года на 2-дневную забастовку, чтобы показать властям, что может получиться, если не прислушиваться к требованиям малого бизнеса. Дело в том, что тогда депутаты принимали закон о ставках налога на вмененный доход. И ставки эти были так высоки, как будто мы не столице Карелии живем, а в Москве, причем, в пределах Садового кольца.

Вот и пришлось демонстрировать наглядно, что может выйти, если жить по новым правилам, а именно: не выдержав такой государственной обдираловки коммерческие структуры могли закрыться, а люди остаться и без работы, и без дешевых продуктов. И вот что вышло: петрозаводчане поимели неприятности еще и с хлебом! Ближе к вечеру прилавки магазинов оказались абсолютно пустыми. И это было напрямую связано с акцией протеста предпринимателей. Народ еще хорошо помнил август 1998 года, когда после дефолта опустели полки в том числе и с хлебом. Тогда люди ударились в панику, чтобы на те копейки, в которые превратились их зарплаты, успеть купить хотя бы буханок и насушить сухарей, чтобы не умереть с голоду. Говорят, брали по 50 штук.

Вообще, эти два февральских дня забастовки оказались весьма напряженными не только для коммерсантов, боровшихся за свои налоговые права, но и для потребителей, которым в среду и четверг пришлось стоять в длинных очередях за хлебом. В городком комитете по торговле подтвердили, что это связано с временным закрытием коммерческих ларьков и мини-рынков, а также нерасторопностью крупных магазинов, которые не смогли вовремя сориентироваться в сложившейся ситуации и завести товара, чтобы хватило на всех. Спустя два дня хлебная проблема была решена. Но председатель правительства Карелии Сергей Катанандов подтвердил, что не собирается подписывать закон в том виде, в каком его приняли вчера депутаты. Ставки, по мнению министров, были значительно завышены.

Генеральный директор АО «Электросвязь» Валерий Никифоров перед своим уходом в отставку провел пресс-конференцию, где заявил, что вопрос о «повременке» остается дискуссионным. Дело в том, что в конце 1998 года монополисты решили ввести повременную оплату за телефонные переговоры, против чего единым фронтов выступила и общественность, и правительство. Дело дошло до судов, монополисты проиграли. Глава «Электросвязи» сообщил обо всех тонкостях дальнейших расчетов с населением, последующих за многодневной судебной тяжбой между Акционерным обществом и правительством: «Я выполню ту договоренность, которая достигнута была между администрацией и крупными акционерами». После компромиссных решений вышло следующее: обыкновенные граждане с тех пор стали вносить абонентскую плату, а юридические лица, то есть предприятия, остались на «повременке». Равно как и некоторые районы Карелии, переведенные уже давно на эту новую форму оплаты телефонных услуг. Например, Костомукша. За те месяцы, которые прошли в Петрозаводске под знаком «повременки», то есть начиная с 1 ноября прошлого года, граждане должны были произвести перерасчет и потребовать возврата лишних денег или отдать недоплаченное.

Также Никифоров сообщил, что с 1 марта тарифы вырастут примерно в 2 раза. А стоимость услуг международной связи выросла на 22%. Междугородние переговоры в цене тоже поднялись. Кстати, если бы предприятия и учреждения города заплатили Акционерному обществу долги, а их набежало 30 миллионов рублей, то со взлетом цен на все услуги можно было бы и подождать. Валерий Никифоров выразил надежду, что вскоре «повременка» вновь раскинет свои сети, но тогда, когда он сам будет уже далеко, ведь он подал заявление по собственному желанию.

Таким было 15 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.