Пальцем в небо: перевозчики пояснили, как рассчитали проезд в 32 рубля
30 октября в карельском УФАС России состоялось первое заседание комиссии, которая приступила к рассмотрению дела о картельном сговоре между компаниями, осуществляющими автобусные пассажирские перевозки в Петрозаводске. В поле зрения антимонопольной службы попали 10 автоперевозчиков.
Дело по признакам нарушения закона о конкуренции в УФАС возбудили 13 сентября 2019 года после заявления администрации Петрозаводска и многочисленных жалоб горожан. Поводом для возмущения общественного спокойствия стало резкое (более 14%) удорожание проезда в городских автобусах в июне 2019 года. Стоимость проезда с 28 до 32 рублей в городских автобусах поднялась одномоментно, несмотря на то что на рынке петрозаводских автоперевозок работают разные компании. В карельском УФАС в столь единодушном всплеске цен на проезд в автобусах усмотрели признаки картельного сговора.
Руководителям транспортных предприятий дали время, чтобы те представили в антимонопольное ведомство свои расчеты, связанные с необходимостью поднять стоимость именно до 32 рублей за поездку. На первом заседании представители транспортных компаний пытались объяснить, что конкретно их подвигло на столь негуманный шаг. Мы расскажем только о самых любопытных эпизодах этого разговора.
Вячеслав Пухач, начальник отдела транспорта петрозаводской администрации, высказал позицию городской власти:
- Все транспортные компании города Петрозаводска практически одновременно повысили тариф на перевозку пассажиров без увеличения объема и качества предоставляемых услуг. Считаем, что тариф повышался необоснованно… Одновременное повышение тарифов, по нашему мнению, является признаком монопольного сговора.
Пухач рассказал, что городская администрация совместно с представителями Ространснадзора еженедельно проводит контроль за соблюдением графика движения городских автобусов. По его словам, компании сплошь и рядом не соблюдают установленное расписание.
- Нарушений много. Каждая проверка выявляет нарушения. Нет ни одной проверки, которая бы не выявила нарушений, - уточнил начальник отдела транспорта.
На основании каких экономических расчетов было принято решение о повышении стоимости проезда до 32 рублей? На этот вопрос пытались ответить представители автоперевозчиков. Порой объяснения звучали абсурдно, иногда нелепо, но чаще всего не хватало аргументов, основанных на экономических расчетах.
Представитель ООО «АТП 2» и ООО «Транспортная компания» Тимур Сидоренко начал рассказ с «заботы о малообеспеченных». По его версии, поднять стоимость проезда решили в июне, так как в это время «самые незащищенные слои населения – школьники, студенты, пенсионеры – все уезжают, их в принципе нет в городе». В качестве причин роста стоимости проезда Сидоренко призвал на помощь «классику жанра»: мол, все дорожает: растут цены на топливо, запчасти, необходимо повышать зарплату водителям, происходят ДТП, автобусы быстро изнашиваются. К «эксклюзивным» причинам он добавил закрытие движения по аварийным мостам, что негативно отразилось на работе городских автобусов. Часть пассажиропотока, утверждает Тимур Сидоренко, перешла в троллейбусы, что также ослабило автобусные компании.
Транспортные компании не предоставили в УФАС данных о километраже, пройденном автобусами, хотя все автобусы снабжены системой ГЛОНАСС, и такие данные есть в каждой компании. «Светить» эту информацию автоперевозчики явно не хотят. Возможно, потому, что пробег автобусов с учетом постоянных нарушений графика движения окажется далеким от того, что вменено в обязанность перевозчикам. Соответственно, и расходы значительно меньше.
На это обратила внимание руководитель отдела УФАС Галина Грущакова. Она отметила, что в представленных документах отражены средние данные по зарплате в отрасли, нормативные показатели по пробегу, статистика роста цен на топливо. О фактических расходах автоперевозчики стыдливо умалчивают. Понятно, что, исходя из статистических данных, экономически обоснованного тарифа для конкрентной компании получить невозможно.
- Вы нам не подтверждаете, что фактические расходы несете. Исходя из ваших документов, вы по факту не несете столько расходов, сколько вы закладываете в экономически обоснованный тариф,
- сказала Грущакова.
Заместителя руководителя карельского УФАС Константина Бабкина интересовало, почему проезд стал стоить именно 32, а, скажем, не 30 или 35 рублей. Речь шла о том, чтобы автоперевозчик предоставил конкретные экономические расчеты своих расходов и доходов, подтверждающие экономическую обоснованность тарифа. Забегая вперед, отметим, что таких документов в антимонопольное ведомство никто из автоперевозчиков не смог или не захотел направить.
- Вы поймите, если мы сделаем больше, то от нас пассажиры убегут,
- «обосновал» проезд в 32 рубля Тимур Сидоренко.
По его словам, «это тот минимум, который необходим для поддержания компании в хорошем тонусе».
Представительница зарегистрированной в Гатчине компании ООО «АТП № 4 «Тосноавто» Юлия Соколова заметила, что проезд в 32 рубля был установлен, «исходя из платежеспособности пассажиров». При этом гатчинская компания рассчитала для себя экономически обоснованный тариф в 54 рубля за поездку. В ее системе координат, установив 32 рубля за поездку, компания «сильно уронила тариф».
- Не может пассажир платить 55 рублей, не может платить 35 рублей при 22 рублях на троллейбусе, - пояснила Соколова.
- И 32 рубля не может. Вы даже не представляете, сколько мы выслушиваем по телефону, - не выдержала Галина Грущакова.
Частные автоперевозчики то и дело вспоминали о существовании «рогатых». Чувствовалось, что петрозаводские троллейбусы, которые реально сдерживают рост цен, для них как кость в горле. Один из представителей автотранспортной компании договорился до того, что, подняв проезд до 32 рублей, они сделали доброе дело для троллейбусного управления, повысив его конкурентоспособность. Главный специалист УФАС Екатерина Суслова заметила, что если бы не троллейбусы, то петрозаводчане давно бы ездили за 54 рубля.
Представители УФАС допытывались, что за чудо случилось и почему же все сошлись на отметке в 32 рубля?
- Мы попали пальцем в эту цифру,
- сказала Юлия Соколова.
Откровенно говоря, это было самое точное определение того, как в петрозаводских автобусах устанавливают стоимость проезда.
С 1 июля 2019 года в городском транспорте по всей стране должна была появиться контрольно-кассовая техника. Требование законодательства исполнило только ПМУП «Городской транспорт», оборудовав троллейбусы онлайн-кассами.
В петрозаводских автобусах кассовых аппаратов до сих пор нет. О расходах на приобретение контрольно-кассовых аппаратов вспомнила только представительница ООО «Вираж» и ООО «Автопассаж» Татьяна Трифонова. Эти компании работают на маршрутах № 9 и № 26. Трифонова утверждает, что в автобусах, работающих на этих маршрутах, установлены кассовые терминалы, а стоимость проезда разная – на одном маршруте 30 рублей, а на другом 32 рубля.
Если большинство автоперевозчиков жаловалось на дефицит пассажиров, то Татьяна Трифонова опасается их переизбытка. Она вспомнила, что когда компании пришли на рынок и вынуждены были работать по сниженному тарифу, то людей забивалось столько, что автобусы слишком быстро изнашивались. В общем, нашим автоперевозчикам не угодить: и много пассажиров – плохо, и мало – сплошные убытки.
Между тем работа городских автобусов давно превратилась в один из самых раздражающих жителей карельской столицы факторов. То, что пассажиры недовольны городскими автобусами, признают и в транспортных компаниях.
- Мы вынуждены нарушать расписание…. У нас в день 600 звонков принимает диспетчер с жалобами, с предложениями, с сообщениями, что водитель кого-то обогнал...
- признался Тимур Сидоренко.
Встреча в стенах карельского УФАС только подтвердила то, что и так давно известно. Городские автобусы продолжают работать по «серым схемам», когда о реальных расходах и доходах автоперевозчиков можно только догадываться. Именно это позволяет им "попадать пальцем" в любую цифру, которая соответствует их растущим аппетитам.
Следующее заседание УФАС состоится в декабре. В конце заседания представителям компаний напомнили, что по законодательству первый, кто признается в картельном сговоре, освобождается от ответственности.