19 июня 2025, 19:10

Один из ста россиян попадается на «удочку» телефонных мошенников

На ПМЭФ-2025 прошла собственная сессия Сбера «Телефонные мошенники: сколько можно?»На ПМЭФ-2025 прошла собственная сессия Сбера «Телефонные мошенники: сколько можно?»
Телефонный мошенник
Фото: https://www.freepik.com/author/freepik

В прошлом году Сбер спас 300 млрд рублей, которые клиенты банка хотели перевести мошенникам. В этом году цифра спасённых средств будет на 50% больше. Об этом заявил заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов на собственной сессии Сбера «Телефонные мошенники: сколько можно?», которая прошла на XXVIII Петербургском международном экономическом форуме.

Как подчеркнул Станислав Кузнецов, служба кибербезопасности Сбера детально изучает все случаи телефонного мошенничества. В библиотеке банка «Схемы мошенничества» собрано уже более 200 схем. Они разные, но строятся на одном принципе: мошенники психологически воздействуют на жертву, запугивают, вводят в стрессовое состояние. И в этот момент появляется единственный «спаситель», который якобы предлагает выход из сложной ситуации ― перевести деньги на «безопасный» счёт.

Сейчас преступники используют два-три захода и становятся более гибкими в сценариях. Первый раз звонят человеку с какой-то актуальной жизненной схемой: запись в поликлинику, замена домофона, доставка посылки. Сначала создаётся доверительная атмосфера, чтобы человек продолжил разговор, а уже потом начинаются запугивания, угрозы и в итоге ― появление "спасителя", которому люди под психологическим давлением начинают верить,

- сказал заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

По словам спикера, 30% россиян обычно не берут трубку, когда им звонят с незнакомого номера. 70% отвечают. Из них 40% сразу кладут трубку, когда слышат незнакомый голос, 15% начинают «играть» с мошенником (иногда эта игра заканчивается не в их пользу). Но 5% человек доверяют мошенникам, и 1% из них всё-таки отдают свои деньги. Как отметил Станислав Кузнецов, по уровню технологий команда Сбера может предотвратить кибермошенничество с эффективностью 99,9%.

Во время сессии также отметили проблему дропперства и участия в передаче денег мошенникам молодёжи.

Иногда в дроп-цепочке участвует 20-30 человек, чтобы замести следы, и те же подростки не всегда знают, что они участвуют в преступной схеме. Всё чаще для вовлечения молодежи в дропперство используются онлайн-игры, перевод денег на виртуальные кошельки, в цифровую валюту. Одна из последних популярных схем: предлагают сдать свой аккаунт в соцсети в аренду,

- сообщил Станислав Кузнецов.

Новые вызовы в борьбе с кибермошенничеством, по словам спикера, — это дипфейки и подделка голосовых сообщений. Скоро мошенники научатся стирать языковые барьеры: преступник будет на одном языке что-то говорить жертве, а она будет слышать его на своём родном. Граждане государств, которые слишком поздно начнут реагировать, будут в большей опасности.

Чтобы остановить кибермошенничество, надо вкладываться в развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта для защиты граждан. Во-вторых, менять скорость принятия решения, в том числе законодательных инициатив в этой сфере. И, в-третьих, объединять усилия силовых ведомств, государства и бизнеса. Только вместе мы сможем переломить ситуацию в борьбе с телефонным мошенничеством,

- подчеркнул Станислав Кузнецов.

Фото: https://www.freepik.com/author/freepik