26 ноября 2020, 08:00

Люди с ограничениями по здоровью создали в Карелии цех

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 26 ноября в 2000 году

В Петрозаводске ровно 20 лет назад существовал небольшой швейный цех «Антика». На зиму вперед он был обеспечен работой. Лечебные учреждения, магазины и даже консерватория заказывали здесь матрасы, одеяла и подушки. Местные специалисты шили качественно, а брали за работу недорого. Они были способны обеспечить своей продукцией всю республику, поэтому им было обидно, что подобные товары начали закупать в других регионах страны. Глядя на небольшой деревянный дом на Володарского, обнесенный забором, невозможно было догадаться, что под его крышей приютился швейный цех, в котором ежедневно кипела работа.

Мастерской «Антика» было тогда пять лет, работала она на полном хозрасчете. Одеяла и матрасы всех размеров производила единственная на всем Северо-западе. Тем более удивительно, что маленький коллектив цеха — 11 человек — состоял сплошь из людей с ограниченными возможностями. Работали они не покладая рук, не гнушаясь никакими обязанностями.

«Наши работники сами развозят продукцию по республике, по магазинам. Она пользуется спросом. Но это сопряжено с огромными техническими, организационными, финансовыми издержками», - сообщил Вячеслав Романов, председатель Союза инвалидов РК.

Основная трудность — поиски покупателя. Раньше цех работал по Госзаказу. Министерства централизованно договаривались о поставке мягких и теплых товаров. Но в этом году правительство не выделило на это денег. Впрочем, это не означало, что детские садики и больницы Карелии перестали нуждаться в продукции «Антики». Но закупали одеяла и подушки теперь в других областях России.

«К сожалению, государственные заказы проходят мимо наших организаций. На нас мало обращают внимания. И эта продукция, аналогичная продукция для нужд наших государственных органов закупается за пределами республики», - посетовал Вячеслав Романов. Это было невыгодно всем. Бюджетные деньги уходили налево. А местные инвалиды лишались заработка. Но сотрудники «Антики» никому не жаловались и ничего ни у кого не просили: «Мы не умрем! Мы выживем сами, будем жить и работать. Но естественно, мы ограничены. Вот на этом предприятии работает 10 человек инвалидов. А могло бы работать 20 человек». «Антика» это уже доказала. Ей пришлось не раз терпеть непонимание со стороны тех, кто в состоянии помочь.

«Нас гоняли с места на место. Сначала мы на «Севере» работали (предприятие для инвалидов — прим.ред.), потом нас оттуда  попросили. Работали на Кукковке, на Балтийской. Потом на Заводской. Потом сюда, купили вот этот домик. Год всего отработали — пожар. Все тут сгорело, своими силами все восстанавливали. Мы не такие, что боимся трудностей. Надо выжить!», - рассказала Серафима Полякова, начальник цеха. Обидно, что только к 1 декабря, то есть ко Дню инвалида власти вспоминают об этой категории людей. А в другие дни приходилось учиться выживать самим, без помощи властей. И делали они это честно и трудолюбиво.

А петрозаводские пассажиры, которые пришли покупать проездные билеты на декабрь, были неприятно удивлены. Стоимость их подскочила на треть. Это решение было принято мэрией, которая сама была виновата в том, что приходится идти на такие непопулярные меры. За месячный проездной билет на автобус или троллейбус граждане должны были заплатить 180 рублей. За совмещенный — 300. Студентам документ обходился в 90 рублей, школьникам — 60. Такой вот предновогодний подарок нам приготовили.  «Администрация города нам должна была более трех миллионов до конца года выплатить. Но таких денег у нее нет. Это связано с тем, что повысилась стоимость бензина, и те деньги, которые должны были направить нам, администрация перечислила Автоколонне», - сообщил Виталий Соколов, заместитель директора МУП ТУ. Получается так, что свои обязанности по содержанию общественного транспорта мэрия по сути возложила на горожан. Горожанам пришлось из своего кармана финансировать транспорт. А с транспортными предприятиями администрация города решать проблемы отказывалась: «Говорят — нет денег! Все! Вот нам 6,800 должны были дать. Дали 3,200». Средства, полученные за проездные билеты, конечно, помогли продержаться Автоколонне и ТУ какое-то время. Но почему за счет пассажиров? В Мурманске, например, дотации на троллейбусное сообщение составляли 15 миллионов рублей. И полностью выплачивались: «У них интервал движения троллейбусов — 2-3 минуты. И они собирают при выпуске машин (сто машин на линии) в месяц порядка 8 миллионов. А мы собираем чуть не в половину меньше». Ну и прибыли от нашего повышения цен ждать не приходилось. Было ясно — если цены подняли, значит, меньшее количество людей купят проездные на месяц. «Все, что можно, наши кондукторы будут собирать в салон. Хотя сказать, что все платят за проезд, мы не можем. Троллейбусы переполнены. Подвижного состава не хватает. Сейчас уже начали обозначаться часы пик». Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Эту крылатую фразу бывшего российского премьера можно было применить и к очередной бессмысленной акции городской администрации.

Иногда даже при наличии проездного трудно добраться до места назначения. В районе аэропорта «Пески» глазам журналистов предстала любопытная картина. На остановке собралась небольшая толпа, основу которой составляли люди пенсионного возраста. С одной стороны — ничего необычного, учитывая постоянные перебои в работе общественного транспорта. Но тут же стоял пустой автобус «Четверка».

Как оказалось, вполне исправный. Что-то не понравилось сотрудникам ГИБДД в документах на машину, и они до уточнения деталей высадили пассажиров. Те слезно умоляли довезти их хотя бы до следующей остановки, где можно пересесть на троллейбус. Но все было тщетно. И только появление журналистов изменило настрой стражей закона. «Они говорят, что заботятся о нашем здоровье (на улице, кстати, был мороз, пар валил изо рта — прим.ред.), - передала пассажирка слова инспекторов ГИБДД. - Мы попросили их, чтобы они разрешили продолжить рейс хотя бы до ДСК, где можно пересесть на троллейбус. Но они отказывались. И только сейчас ваше появление сделало то дело, которое не могли наши слезные просьбы». Что не понравилось милиционерам, и почему инспекторы не смогли выяснить все в Автоколонне, осталось загадкой. Рыча двигателем, охранники правопорядка растворились в морозном воздухе.

Таким было 26 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото rostov-na-donu.doski.ru)