Люди, которые освобождали Карелию от фашистов, прибыли в Петрозаводск

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 22 июня в 1999 году.
логотип сайта

Накануне Дня памяти и скорби на Петрозаводском вокзале ровно 20 лет назад встречали ветеранов Карельского фронта, приехавших из других регионов необъятной России. На перроне играл военный оркестр. Возможно, пожилых пассажиров московского поезда, прибывших в столицу Карелии, под эти же мелодии 58 лет назад провожали на фронт. Встречал в числе прочих делегацию председатель Рескома ветеранов ВОВ Н.И.Апушкин: «Сегодня мы встречаем ветеранов Карельского фронта, которые объединены сейчас в Москве в Совет ветеранов Карельского фронта». В столицу Карелии приехало шесть человек. Всего предполагалось прибытие десяти ветеранов, еще четверо подъехали чуть позже. Они были приглашены на торжества по случаю Дня города, ведь этот любимый многими праздник был учрежден в свое время в честь освобождения Петрозаводска от интервентов. 21 июня 1944 года, 55 лет назад началась Свирско-Петрозаводская операция Карельского фронта. Через шесть дней весь юг Карелии, включая Петрозаводск был освобожден. «Все, кто участвовал в этой операции, они являются освободителями города Петрозаводска. Правда, они не заходили в Петрозаводск, но считаются, как было принято, основными освободителями Петрозаводска — это части 368 дивизии и отдельного батальона морской пехоты», - пояснили встречающие.

Не так давно мы рассказывали о человеке, который получил похоронку на самого себя после войны. Наш следующий сюжет о схожей судьбе другого нашего современника. Виктор Александрович Савин родился в Беломорске в 1921 году. В советскую армию был призван в 1942-ом, а о том, что он погиб в 1945-ом и похоронен в Мурманской области, поселке Зареченский, он узнал много лет спустя, из Книги Памяти. «Как-то увидал, открыл книгу и смотрю, что там я есть. Ну и начал расспрашивать», - пояснил ветеран. Расспросив, Виктор Александрович узнал, что «похоронили» его после сражения на Финляндской территории. Бои велись лыжным отрядом, который возглавлял наш собеседник, который в довоенном прошлом входил в лучшую десятку первых лыжников Карелии: «Мы на задания ходили, там нас окружили, «похлопали» хорошо. И несколько человек вышли из окружения. Все погибли. А я — счастливчик».

Савин отправился воевать дальше. А в семью пришли сразу две похоронки. На имя родного брата Николая и на него самого. Разумеется, горюющие родственники на фронт после этого не писали. Ну а сам наш герой и не знал их адреса в эвакуации. Но Виктору Александровичу все таки продолжало везти: «Встретился на фронте с зятем, он был подполковник. Он мне сказал адрес моей сестры, то есть его жены. Вот я туда им написал». Брат нашего героя действительно погиб под Сталинградом. Беломорский и Петрозаводский военкоматы, равно как и беломорские земляки продолжали быть в неведении относительно того, что Виктор Александрович был жив: «Я приехал на родину, в Беломорск, зашел к товарищу. Он удивился: Николай

погиб, а ты-то жив?! Я говорю — а чего я должен погибнуть? Он говорит: а у нас списки пришли из вашей части, что вы погибли». Виктор Александрович обошел военкоматы и сообщил, что он не мертвая душа военного времени. Кто вместо него погиб и захоронен, теперь никто не скажет. Ни военный писарь, ни Книга Памяти. В военкомате ему так и сказали. Тем более, что он далеко не один такой: «Тяжело говорить об этом. Война вообще вещь тяжелая. Кто был — тот знает». Пенсию наш ветеран, бывший личный охранник маршала Конева и друг маршала бронетанковых войск Рыбалко, получал простую, как все ветераны. Прямым попаданием в «мертвые списки» он был удручен и морально подавлен. Книга выходила на 50-летие Победы, то есть в 1995 году. А о себе, как о живом, Виктор Александрович заявил во все военкоматы гораздо раньше. Книга Памяти печаталась по военным спискам. А это значит, что несмотря на его появление в военкоматах, из мертвых его так и не вычеркнули. Поэтому один из печальных ритуалов ветерана в канун 22 июня — это надеть выходной пиджак, который с орденами и медалями весит не один килограмм, и полистать Книгу памяти, посмотреть на свою фамилию.

Таким было 22 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

Фото: ru.wikipedia.org