16 августа 2022, 08:00

Кладбище Петрозаводска украсил шлагбаум с невнятными правилами въезда

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 16 августа в 2002 году

На кладбище в Бесовце ровно двадцать лет поставили шлагбаум. Запретили хоронить? Вовсе нет. Просто решили брать дополнительные деньги! На автомобиле стало нельзя проехать по территории без специального пропуска, который стоил немалых денег. Такие нововведения вызвали массу вопросов. За что платить, сколько и почему?

В разгар дня за те полчаса, что журналисты пробыли на кладбище, сквозь ворота, у которых дежурила юная девушка, проехало около десятка машин. Девушка пояснила:

«По пропуску проезжают только с памятником». На вопрос «Где у водителя «Волги» находился памятник?» охранница не смогла дать вразумительного ответа. По новым правилам за шлагбаум могут проехать на личном автомобиле только инвалиды, престарелые граждане, а также посетители, прибывшие для обустройства могил. Последним нужно было предъявить строительные материалы или надмогильные сооружения. И это после получения разрешения у администрации кладбища. Например, у водителя микроавтобуса такого разрешения не оказалось несмотря на то, что он вез памятник. Девушка проверять, что в машине, не стала, лишь записала номер машины и пропустила.

«У них пропуск должен быть, а если нет пропуска, я записываю. Они потом регистрируются в Мемориале. По идее», - сообщила она.

В МУП «Мемориал», куда журналисты обратились за комментариями, сообщили, что только недавно узнали, сколько у нас компаний занималось установкой и изготовлением надгробий. И директор «Мемориала» Сергей Бекетов собрался установить новые отношения с этими фирмами: «Ни с одной компанией договоры у нас не заключены. Остановить деятельность мы не вправе». Сергей Викторович утверждал, что такой договор с одной компанией (Военной мемориальной) уже находился в процессе подготовки. И в нем определили цену проезда сотрудников фирмы на территорию кладбища – 370 рублей без НДС.

«Мы вычислили количество захоронений в среднем за год. Сумму поделили на количество захоронений, подсчитали, сколько стоит содержание одного захоронения в год. Взяли НДС, взяли рентабельность. Получилась сумма 370 рублей. Мы эту сумму оговаривали с представителями Военной мемориальной компании в этом договоре». Директор «Мемориала» утверждал, что это не такая уж большая сумма. И фирмы, организуя свой похоронный бизнес несколько лет назад, должны были учитывать эти расходы заранее.

«Ведь все эти года они эту сумму не платили! – возмущался директор. – И за счет этого получали прибыль. А сейчас мы устанавливаем такой порядок. То есть какую-то часть прибыли мы у них фактически забираем. Но это законно!»

Судя по всему, руководители фирм были не против платить. Они тоже за порядок на кладбище. Но вряд ли налог на въезд лег тяжелым бременем на плечи самой фирмы. «Как правило, если вводятся какие-то дополнительные поборы, то платит клиент. И эти 370 рублей, которые должны платить мы, выльется клиенту с учетом НДС и налога с продаж, в 500 рублей. То есть в среднем установка будет стоить полторы тысячи рублей. Клиент просто уйдет от нас. И в принципе правильно сделает», - сразу предупредил о последствиях непродуманных решений Владимир Бирюк, директор ООО «Раритет».

То есть клиенты будут искать возможность установить памятник самостоятельно, без услуг фирм. Нанять кого-то в помощь не было проблемой. Говорят, стоило это две бутылки водки. Кто тогда выиграет от такого решения? По идее этот вопрос должен был возникнуть еще до принятия решения о шлагбауме и обсуждаться всеми заинтересованными лицами. Во всяком случае в те времена никто не мог сказать, кем, как и на какие средства будет охраняться Бесовецкое кладбище.

Вечером в районе Перевалки назад загорелся деревянный дом. Пожару была присвоена категория повышенной сложности. С огнем в одноэтажной постройке боролись сразу двадцать специалистов. Подобные пожары специалисты называли «рядовыми». В Петрозаводске они случались три-четыре раза в неделю. Особенно часто – в районе Перевалки. Двухквартирный дом №2 по улице Олонецкой принадлежал «Кареллеспрому». В одной его половине хозяева давно не жили, сдавали жилплощадь торговцам и цыганам. Две недели назад последние постояльцы съехали. И жилье превратилось в притом. Виновник пожара, по всей видимости, тоже зашел переночевать. Не затушенная им сигарета стала причиной возгорания.

«Дом деревянный. Сильные ветра сейчас идут. Была угроза распространения огня на соседние строения. Поэтому наша четвертая часть работала в полном составе. Три расчета. И еще плюс техника специализированный части работала, рукавный автомобиль, автомобиль газодымозащитной службы из части №1», - перечислял Олег Мошников, старший инспектор УГПС Петрозаводска. Сам виновник пожара скрылся. Кстати, возможно, не подозревая о последствиях своего пребывания в чужом доме. Огонь повредил и вторую половину строения. За несколько лет до этого его хозяева сделали у себя капитальный ремонт. А по словам пожарных, здание восстановлению уже не подлежало. Более того – история с пожаром могла иметь продолжение. Не исключено, что пустующие помещения опять посетят лица без определенного места жительства, не слишком заботящиеся о пожарной безопасности. Это всерьез тревожило соседей. Ведь от злополучного дома их отделяло всего несколько метров.

Таким было 16 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.