Дворники Петрозаводска подняли бунт из-за длительных задержек зарплат
У парадного подъезда Петрозаводской мэрии собрались петрозаводские дворники, чтобы потребовать свою зарплату за пять месяцев. Происходили эти события ровно 20 лет назад. Работники петрозаводских ЖЭУ уже не впервые собрались у здания городской администрации, чтобы потребовать у руководства свои, честно заработанные деньги. «Последний раз мы получали за декабрь. Это было в феврале. С тех пор не получали ни разу ничего. Думаем, что наши деньги где-то ходят в мэрии, здесь. Я задавал этот вопрос своему начальнику, он мне только сказал: все деньги находятся в мэрии», - заявил один из участников пикета. Массовость народного протеста, правда, оставляла желать лучшего. Даже с точки зрения организаторов мероприятия. «Чувствуется по нашей явки — сегодня сколько человек пришло — люди и дальше согласны не получать заработную плату. Пусть дальше наши вышестоящие органы так действуют», - разочарованно сказал один из организаторов. Среди собравшихся, однако, довольных своим материальным положением не наблюдалось. Протестовавшие не ограничивались описанием невеселых реалий своего бытия. У них имелись и конкретные предложения, реализация которых на практике могла бы решить многие, в том числе финансовые проблемы городских коммунальных служб: «Вот надо сделать, чтобы наши депутаты, когда они ломятся к власти, пусть бы они сделали так: пусть они заплатят этому льготнику деньги, но льготник обязан за квартиру уже сто процентов заплатить». Кстати, чуть позже так и произошло. Напомним, что 20 лет назад за коммунальные услуги жители платили пол-стоимости, остальное покрывали власти. Позже прошла реформа, и мы начали платить полную стоимость. Власти нас уверяли, что за эти деньги жилищно-коммунальное хозяйство будет работать, как часы. Что мы сегодня можем сказать им на это? Ни денег, ни услуг — и по-прежнему хаос во взаимоотношениях.
Впрочем, подобные предложения все же следовало адресовать не местным, не республиканским, а федеральным властям. Вопрос о введении или отмене льгот могла решить только Государственная Дума. Впрочем, большинство других претензий к городскому руководству были вполне обоснованы. Именно в его ведении находился размер заработной платы, например, дворников. А они, как известно, в Петрозаводске получали значительно меньше, чем их коллеги в других городах республики.
Очень кстати по финансам все тогда пояснил министр финансов Карелии Александр Колесов. Ситуация с долгами по зарплате, о которой так долго говорило карельское правительства, наконец-то улучшилась. Ликвидировалась не только просроченная, то есть за март и февраль, но и текущая задолженность. «Задолженность за апрель тоже погашена полностью, как по республиканскому, так и по местным бюджетам, за исключением двух территорий — Петрозаводск и Костомукша».
В этих городах задолженность имелась по одной только причине: в Петрозаводске с осени, а в Костомукше с 1 января были самостоятельно приняты решения об индексации зарплаты. В итоге полностью погасить долги бюджетникам здесь не удалось. Если бы эти города не портили показатели, то Карелия вошла бы в число первых семнадцати российских регионов из 89, в которых просто нет зарплатных долгов бюджетникам. Покончив с долгами, правительство Карелии намеревалось (во всяком случае пообещало) уже 1 июня приступить к повышению зарплаты в полтора раза. После этой доброй новости глава Минфина высказался относительно ЖКХ. По его мнению, это — самозарабатывающая отрасль. И поэтому ее поползновения к бюджету неуместны. Для наглядности глава финансов прибег к аналогии с торговлей: «Представьте себе на секунду, что торговля вдруг начала раздавать свои товары бесплатно. А потом придет в республиканское учреждение и скажет — заплатите нам за это. За что? А вот за то, что мы раздали товары бесплатно». В то же время тарифы Александр Семенович советовал не увеличивать, дабы не лишиться народных средств совсем. Заканчивая тему многострадального ЖКХ, министр сослался в этом вопросе на чужую компетенцию, а именно — местной городской власти. И сам только сочувствовал коммунальщикам.
И еще один немаловажный вопрос, оценку которому дал глава финансового ведомства, это положение банков, в которых многое изменилось после дефолта. Решением нового российского правительства у ряда крупных банков в ближайшее время отзывали лицензии. На территории Карелии имелся ряд филиалов этих банков, а значит, у вкладчиков этих банков имелись проблемы. Как заверил Александр Колесов, и республиканская казна, и местные бюджеты уже застрахованы от неожиданности в случае отзыва лицензий. Что же касалось вкладов населения этих банков (их названия, кстати, на пресс-конференции не были обнародованы), а также денег предприятий, то здесь сохранность вклада правительство не гарантировало: «Мы не знаем, кто является клиентами этого банка, в каком количестве, какие у них там взаимоотношения. Не потому, что мне это неинтересно. Потому что есть коммерческая тайна. И банк не обязан мне рассказывать, с каким клиентов какие у него отношения». Министр финансов лишь выразил смутную надежду, что клиенты банков и сами в курсе дела. А банкиры достаточно благородно отнесутся к своим вкладчикам.
Таким было 31 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?