17 марта 2022, 09:51

Дело Виолы Мальми в Карелии продолжают её ученики

В день 90-летия со дня рождения знаменитого хореографа и фольклориста Национальный музей провёл пресс-показ

Текст и фото: Хельга Белянцева

Об уникальном таланте Виолы Мальми вспоминали 14 марта её ученики и последователи. В Национальном музее РК прошёл пресс-показ, посвященный 90-летию со дня рождения этой удивительной женщины, так много сделавшей для сохранения и развития народной культуры Карелии.

 

Виола Мальми. Фото: Национальный музей РК

 

Дочь известного карельского балетмейстера, заслуженной артистки КАССР Хельми Мальми, Виола не только продолжила дело своей матери, но подняла до невиданных ранее высот песенную и танцевальную культуру коренных народов нашего края, способствовала сохранению традиций, которые могли уйти в небытие. Результатом её фольклорных экспедиций по карельским деревням стали книги, в которых она подробно описала несколько сотен народных танцев и игр.

 

 

Виола Мальми в разные годы работала главным балетмейстером ансамбля «Кантеле», основала 17 фольклорных коллективов, была организатором и режиссёром массовых народных праздников и ландшафтных спектаклей по мотивам эпоса «Калевала» в Карелии и в Финляндии. Фольклорные праздники на острове Кижи и фестиваль народного юмора в Киндасово, который ежегодно проводится с 1986 года — это тоже её идеи.

14 марта в Национальном музее собрались ученики и продолжатели дела Виолы Мальми: руководитель ансамбля танца «Созвездие» Николай Вахтеров, руководитель детского ансамбля «Kulkuset» Наталья Каширина, руководитель фольклорного коллектива «Карельская горница» Борис Шустов; также пришла дочь Виолы Анита Дункерс.

 

Анита Дункерс

 

В коллекции Национального музея хранятся вещи Виолы Мальми, переданные Анитой Дункерс: две радиолы, финский чайник производства «ОРА», пылесос «Сатурн» и др. Знаменитый посох, с которым Виола выступала на всех праздниках, сохранил Борис Шустов.

 

 

Куратор пресс-показа Софья Никитина рассказала о двух костюмах артистов ансамбля «Кантеле», в котором работали Хельми и Виола Мальми в разное время. Мужской костюм вокалиста и женский костюм танцовщицы ансамбля были сшиты в 1949 году для народного коллектива в театральной художественной мастерской Ленинграда. Также музей показал фотографии выступлений фольклорных ансамблей и постановок Виолы Мальми.

 

 

«Первые праздники на острове Кижи были организованы только благодаря её энтузиазму, — рассказывает Софья Никитина. — На фотографии, запечатлевшей Виолу Мальми на таком празднике, мы видим, как она вскидывает в руке свой знаменитый посох, который напоминает нам о карельских колдунах патьвашках. И это действительно была магия. Магия Виолы Мальми».

В 90-е годы она начала ставить свои знаменитые спектакли по эпосу «Калевала». Первая постановка «Битва за Сампо» родилась в 1995 году. После этого Виола Мальми ежегодно ставила большие спектакли со снежными декорациями с участием горожан».

Орден «Сампо» Виолы Мальми передала в Национальный музей Анита Дункерс. Она рассказала, что самыми любимыми людьми её мамы были бабушки из карельских деревень, те самые, у которых она черпала информацию о фольклорных традициях, которые учили её народным танцам и играм. И они её любили , всегда угощали пирогами, калитками, рыбой, делились целебными травами. 

«Никогда не забуду, как она однажды к нам пришла и говорит: «Пустите ночевать». — вспоминает Анита Дункерс. — Я спрашиваю: «Что случилось?». Оказалось, по её приглашению на фестиваль приехал фольклорный коллектив из 20 бабушек, и она всех разместила в своей квартире».

Те, кто знал Виолу Мальми, вспоминают, что она всегда искала нетрадиционные решения. Если нужны были деньги на нужды коллектива, могла пойти «колядовать» в кабинет к Катанандову. Смело входила к любым министрам, не боялась никого и ничего. При этом была бессребреницей, старалась только ради общего дела, лично для себя ничего не просила.

«Можно много говорить о Виоле Мальми как о деятеле культуры, но я хочу сказать о ней, как о педагоге, — говорит директор музея Михаил Гольденберг, который много лет был знаком с Виолой Мальми и её семьёй. — Я видел её ансамбли, видел этих парней и девушек. И если бы вы знали, сколько жизней она спасла от гибели! Сколько человек, пройдя через её ансамбль, стали людьми! Для своих учеников она была действительно второй матерью».

 

Михаил Гольденберг держит в руках орден "Сампо" Виолы Мальми

 

«Всякий раз, когда Виола Валентиновна собирала нас на репетицию, это был фонтан неуёмной энергии, — вспоминает ученица и последовательница Виолы Мальми Наталья Каширина. — У нас в ансамбле «Карельская горница» занимались 30-40 человек. Всех привлекала её энергия, азарт, кураж, горящее сердце.

Мы учили песни на карельском языке, а его мало кто знал. Виола нам всегда говорила: «Учите язык! Пойте по-карельски! Учитесь танцевать!». И эти слова настолько запали мне в душу, что я решила создать ансамбль, куда приходят совсем маленькие дети, которые с раннего возраста погружаются в народную культуру. У нас есть преподаватель карельского языка, мы поем в основном песни на карельском. В таком коллективе у детей есть возможность найти себя и реализовать. Кому-то лучше даются песни, кому-то танцы, кто-то хорошо изучает язык.

 

Наталья Каширина

 

«Калевала» у меня всегда вызывала страх, — продолжает Наталья Каширина. — Я просто не знала, как за неё взяться, и не понимала, как это удавалось Виоле. Она говорила о том, что «Калевала» лучше всего воспринимается именно в массовом действии. И мы сами убедились в этом, когда создали наш первый спектакль «Легенды Калевалы» в 2019 году. После этого дети мне стали сами рассказывать о том, что они прочитали в эпосе. В этом году у нас появился уже второй спектакль — «Сказания земли карельской». То есть дело пошло. Я поняла, что у нас это получается.

Один из танцев Виолы называется «Хумахуш», переводится как «головокружительный». В 2017 году мы впервые организовали фестиваль в Петровском дворце, который называется «Хумахуш». С тех пор он проводится регулярно. И когда дети собираются в этом огромном действе, водят крууги (Крууга — карельский хоровод. — Авт.) и играют в народные игры, надо видеть их лица. Насколько они счастливы, насколько радостны! Этим фестивалем мы хотим сохранить память о Виоле Мальми в наших детях, чтобы они узнали, что был такой удивительный человек».

 

Фото: https://vk.com/humahush

 

«Еще за несколько лет до того, как Виолы не стало, она говорила: «Помяните моё слово — через несколько лет культура уйдёт в деревню, в сёлах возродятся народные праздники». Именно так и случилось. Сколько мы сейчас знаем деревенских праздников: это и Шёлтозеро, и Мегрега, и Киндасово, и Пряжа… Можно много перечислять, везде эти праздники проходят — Рождество, Масленница, Пасха, Иванова ночь и др.» 

Пресс-показ, посвященный 90-летию со дня рождения Виолы Мальми, тоже превратился в праздник. В стенах музея перед зрителями выступил ансамбль танца «Созвездие» Дворца творчества «Петровский». Его руководитель Николай Вахтеров — также ученик Виолы Мальми. 

 

Николай Вахтеров

 

«Мы завершили своё выступление выкриком: «Виола!», — сказал Николай Вахтеров после того, как завершился танец. — Эта традиция зародилась в то время, когда Виола Мальми ставила свои ландшафтные спектакли, в которых были задействованы жители Петрозаводска и Финляндии, коллективы из России и Карелии. И сотни артистов, сотни зрителей радостно скандировали: «Ви-о-ла! Ви-о-ла!». У нас уже тогда было понимание того, что Виола Валентиновна занимается действительно народной культурой, то есть культурой для народа — тем, что мы называем фольклором. В нём есть главное, что нам помогает выживать — позитивное, радостное мировосприятие.

В Карелии уже более тысячи лет взаимодействуют культуры разных народов — карелов, вепсов, русских, финнов. И такие люди как Виола Мальми не позволяют нам этого забыть. А самый верный способ не забыть — продолжать любить. И главное, что сделала Виола Валентиновна — она влюбила своих учеников и воспитанников в своё дело, в народную культуру».