Устали от туристов. Деревня Кинерма бьет тревогу

23 января 2017, 09:37
Самая красивая деревня России вновь оказалась в центре всеобщего внимания. «Петрозаводск говорит» разбирался.

Карельскую деревню Кинерма в Пряжинском районе признали одним из семи чудес финно-угорских и самодийских народов. Год назад поселение получило статус самой красивой деревни России. После этого поток желающих взглянуть на карельскую жемчужину вырос. 

Но к наплыву туристов деревня оказалась не готова. О том, что поселение устало от туристов, сообщили многие СМИ, в том числе федеральный канал НТВ. Правда, в правительстве Карелии уже успели опровергнуть эту информацию. Дескать, журналисты неправильно трактовали высказывание министра культуры Алексея Лесонена. Хотя сам чиновник продолжает настаивать, что к нему действительно обращалась жительница деревни с просьбой временами прикрывать знак на трассе от спонтанных туристов.

Так устала Кинерма от туристов или не устала? Портал «Петрозаводск говорит» решил проверить лично и отправился в самую красивую деревню России. 
 

Надежда Калмыкова

Одна на пятерых
Постоянно здесь живут пять человек: Надежда Калмыкова с мужем, их сыновья – 13-летний Ваня и 12-летний Егор - и еще 84-летний дед Иван Ершов. Все хозяйство лежит на плечах Надежды Викторовны, семь поколений ее предков прожили в этой деревне.

Воспитатель по первому образованию, Надежда окончила университет в Петрозаводске, выучила языки, несколько лет прожила в Финляндии. Вернулась в Петрозаводск. Услышав  «зов предков», в  двухтысячном она променяла шум и суету карельской столицы на тишину родной Кинермы. И вот уже более 16 лет вместе с супругом не дает деревне погибнуть. 
 

А разрушаться здесь есть чему. Кинерма – образец архитектуры южных карел, сохранила свой аутентичный вид. Деревне 520 лет. Стоит на горе, а не на берегу водоема. Нет здесь ни реки, ни озера. Дома расположены по кругу, из-за этого предполагают, что она когда-то выполняла роль оборонительного пункта. 

Несмотря на почтенный возраст, дома сохранились до наших дней. Избы, конечно, покривились, дерево посерело, местами рассыпалось. Кое-где выбиты стекла в окнах, а приколоченные к стенам бревна не дают домам распасться на две половинки. Из 17 старинных сооружений, шесть из которых признаны памятниками культуры, сохранились 16. 

Надежда Калмыкова рассказывает, что один исторический памятник не выдержал напора времени и разрушился, теперь на его месте пустырь.

В другом доме полностью прохудилась крыша, хозяева доски разобрали, но ничем не закрыли, внутрь попадает дождь и снег, тем самым причиняя вред. Еще в одной избе также продырявилась кровля, но заделывать дыру владельцы, которые приезжают летом, не спешат. Разрушаются постройки не только от времени и погоды. Дома ходуном ходят от проезжающих десятками через деревню лесовозов. 

«Нелепый путь»
Казалось бы – памятник федерального значения, бренд Карелии, самое время государству помочь. Однако ждать поддержки государства жителям не приходится. Все дома в деревне частные. Поэтому ремонтировать и реконструировать их владельцы должны за свой счет. В российском законодательстве не предусмотрено выделение денег на сохранение культурных объектов, находящихся в частных руках. То, что государство не станет направлять средства на реконструкцию Кинермы, подтвердил и  министр культуры республики Алексей Лесонен. С недавних пор именно Минкульт отвечает за туризм. 

Это такой нелепый путь – привлечение (денег. – Прим. ред.). Восстановить там что-то, чтобы туда кто-то приехал,

- считает министр. 

 

Алексей Лесонен

Чиновник попросил не относиться «иждивенчески» к вопросу сохранности старинного поселения, добавив, что государство и так создало там основу для бизнеса. 

- Мы вообще привыкли, давайте нам деньги, и тогда мы что-то будем делать. Государство сделало, скажем так, основу для того, чтобы там появилась какая-то экономическая жизнь. То есть экономическая основа для того, чтобы люди приехали, зарабатывали деньги, чтобы они сами в состоянии были решить свои вопросы. Они собственную инициативу могут капитализировать и вывести в доходы. А если они будут иждивенцами, а зачем? Это вопрос – либо вы хотите жить в деревне и функционировать, зарабатывать там, либо не хотите. 

Иными словами, министр дал понять, что Калмыковы и так должны быть благодарны, что у них есть возможность зарабатывать в родной деревне. Такой вот государственный чиновничий подход. 

Гостям здесь рады
Вот и стараются благодарные Калмыковы своими силами сохранить останки старины для потомков. Вместе с неравнодушными людьми постепенно реставрируют древнюю часовню Смоленской Божьей Матери. Церкви около 260 лет, службу в ней проводят раз в год – 10 августа, для этого специально из Эссойлы приезжает батюшка. 
По соседству с часовней  стоит покосившаяся изба столь же почтенного возраста. Живет в ней тот самый дед Ваня. К нему часто заглядывают гости, чтобы попить свежего козьего молока.

Туристы все время фотографируются. Хорошо, что люди в деревню приезжают,

- радуется веселый почтенный житель. 

Дед Ваня на хозяйстве

Сохранить облик поселения помогают деньги приезжих гостей. Как говорит Надежда, туристам здесь рады. Их и калитками накормят, и чаем на травах угостят, и спать уложат. В гостевом домике для этого оборудовано 14 мест.  А еще проведут экскурсию по деревне на четырех языках: карельском, русском, финском и английском. Затопят вместе русскую печь, в ней приготовят пироги, вымоют руки в рукомойнике. Растопят баньку по-черному.

Хотя не всем европейцам такой обряд по душе. Надежда вспомнила случай, когда гости из Германии заглянули внутрь бани и отказались париться, испугавшись жара. Когда же туристов прибавляется, то хозяйка топит родовую баньку с косой крышей. Ее построил прадед Надежды в 1902 году, и строение до сих пор верно служит.

Баня по-черному

В Кинерме нет кинозалов, музеев и театров, спортивных площадок и бассейна. Нет магазинов и торговых центров, клубов и баров. Нет вай-фая. Зачем же сюда приезжают?

За колоритом... Наша деревня не обезображена современным строительством…Людям нравится посмотреть на старину…Они словно окунаются на 100 лет назад. Отмечают, что тихо, спокойно и хочется отдохнуть,

- отвечает Надежда. 

Гостят здесь не только финны, немцы и французы, но и экзотичные туристы  из Таиланда, Вьетнама и Южной Африки.  По словам Калмыковой, ее младший сын как-то вел экскурсию и так понравился вьетнамцам, что те захотели увезти мальчика с собой.

- Все в любви ему признавались, так Егорка им понравился, - смеется хозяйка деревни. 
Приезжали в деревню и российские знаменитости – певец Сосо Павлиашвили, путешественник Федор Конюхов, актриса Любовь Полищук вместе с мужем. 

Дом деда Ивана

3 часа на 60 калиток
В новогодние праздники в самой красивой деревне страны побывали 200 человек. В прошлом году, по подсчетам Надежды, побывало около 3500 организованных тургрупп и  еще примерно 1000 человек, которые приехали на своих автомобилях, заметив на трассе знак. 
Собственно, именно дорожные указатели, как оказалось, и стали тем самым информационным поводом для разговоров об усталости жителей Кинермы от туристов. Дескать, знак поставили, и туристов стало в разы больше, а жители деревни с ними не справляются. 

Однако, как говорит Надежда Калмыкова, прятать этот дорожный указатель от туристов она не просила, он их вполне устраивает. 

- Мы спрашивали разрешения закрыть слово «этнопарк» на табличке на самом въезде в деревню, а не знак на трассе. 

Надежда говорит, что нужно быть честными и людей не обманывать, поскольку деревня таким парком не является, поэтому-то на табличке и заклеили это слово. Для такого статуса должны быть развитая инфраструктура, разнообразные мастер-классы и развлечения, чего в Кинерме нет. 

А вот «дикие» туристы действительно вызывают у местной жительницы тревогу. Правда, говорить об усталости от туристов здесь не приходится. 

Мы не удовлетворены своей работой, в том смысле что у нас мало человек, которые работают по приему. А туриста неорганизованного действительно поехало очень много. Вот этого туриста у нас и не хватает сил обслужить качественно. В этом проблема сегодня. Мы рады всем, но физически у нас нет сил и возможностей. 
 

Часовня Смоленской божьей матери

Надежда поясняет, что всегда проводила экскурсии по предварительным заявкам. Она созванивается с турфирмами, ведет бухгалтерию, стирает, убирает, застилает кровати, встречает гостей, готовит на всех обед, печет пироги и калитки. 

Та же выпечка калиток – это очень трудоемкий процесс. Например, чтобы 60 калиток напечь, нужно у плиты провести 3 часа. Еще 2 часа уйдет на приготовление обеда.

Поэтому нежданным туристам, которые приезжают в деревню не в составе групп, может не достаться карельских яств, спального места, а тем более должного внимания со стороны хозяйки. 

Хозяйка деревни уверена – принять всех желающих можно, но для этого нужны помощники и условия для их проживания. Владельцы пустующих изб не хотят сдавать их в аренду, а уж тем более продавать. На то, чтобы построить  какое-то жилье для рабочих, у Калмыковых лишних денег нет. Им самим пришлось семь лет копить, чтобы сделать деревянную пристройку к своему дому. В ней разместилась просторная и теплая чайная, а также современные туалеты.  

Пристройка-чайная

Летом работать с гостями помогают студенты из Ведлозера. Но в остальные месяцы семья остается один на один с приезжими. Калмыковым нужно и туристов успеть рассказами и пирогами порадовать, и за порядком уследить, и реставрацией столетних построек заниматься. Иначе может статься, что в будущем приезжим гостям не на что будет и смотреть. И останутся от старинного поселения одни только  воспоминания, фотографии да знак - «Самая красивая деревня России».

Ольга Гаврилова's picture
Автор: