01 марта 2013, 15:32

Пять тысяч за прописку первоклашки

Завтра, 2 марта начинается прием заявлений в первые классы: прокуратура так и не решила вопрос об отмене территориального закрепления школ в Петрозаводске, и родители массово оформляли на своих детей «липовые» регистрации

— Представляешь, выходной, я дома, вдруг звонит подруга со словами: «У вашего Университетского лицея какая-то толпа народа собирается...». Я бегом туда, хорошо, успела, оказывается, какие-то активные родители там уже список первоклашек составляют! В итоге я оказалась уже во второй его половине и ведь узнала совершенно случайно... А как же остальные? — рассказывает в минувший понедельник моя приятельница.

Она живет близ одной из престижных школ города, и ее ребенок в этом году идет в первый класс. Но мама не помешана на том, чтобы он с первого года штудировал лицейскую программу. Просто ей хочется, чтобы он мог самостоятельно и безопасно добираться до своей школы:

— Ведь нам даже дорогу переходить не надо, — продолжает подруга. — Причем у нас здесь постоянная регистрация. А сколько первоклашек идет с временной пропиской? И неизвестно, каким путем она получена...

Поясним: речь идет о последствиях поправок, внесенных в прошлом году в федеральный закон «Об образовании». Новые изменения определили порядок поступления ребятишек в первые классы: если раньше родители имели возможность сами выбирать школу, то теперь дети должны ходить в школу по месту жительства. В качестве подтверждения принимаются свидетельства о регистрации либо по месту пребывания, либо по месту жительства.

Сомнения мамы вполне объяснимы: в последние два года в Петрозаводске появилось множество родителей, желающих сделать прописку своему чаду поближе к «элитной» школе. К примеру, нашу коллегу, живущую в районе гимназии №30, уже дважды просили зарегистрировать у себя ребенка. За подобное одолжение конкретно ей предлагали пять тысяч рублей. В прошлом году находились дельцы, требующие за свои услуги десятку...

Костры снова зажглись

Более того, получив (или имея) желанную прописку, особо активные родители заводят список-очередь и начинают с ним дежурства у школ — не только в последнюю ночь,  но и задолго до дня зачис ления ребенка.

— Действительно, у нас начались дежурства за неделю, — вздыхает моя собеседница. — Я понимаю, что все это нецивилизованно, но ничего не могу поделать. И если кто-то придет и захочет встать в списке впереди меня, я не пущу его — а куда деваться?

У некоторых школ родители устраивают ежевечернюю перекличку. Кто не пришел — из списка вычеркивается. Вот только вопрос: а если кто-то начнет свой список, альтернативный? Даже страшно представить, что тогда произойдет в день поступления. Школы на ситуацию повлиять также не могут:

— Мы не учитываем эти списки, мы обязаны принимать родителей в порядке очереди, не считая случаев, предусмотренных законом, — поясняет Эмилия СЛАБУНОВА, директор лицея №1. — Но понимаете, родители у входа в школы сами эту очередь организовывают — по своим же спискам.

Вернуть все обратно? Не успели.

Упомянутая Эмилия Слабунова, будучи депутатом Заксобрания РК, обратилась в карельскую прокуратуру с вопросом о возможности изменить существующие правила приема для лицеев и гимназий (где, собственно, и наблюдается повышенный спрос). В частности, она предложила на муниципальном уровне закрепить за ними не отдельные участки, а весь городской округ.
 
— Вначале мы подготовили эти поправки на уровне парламента, — рассказывает Эмилия Эдгардовна, — и получили из Госдумы заключение о том, что нет никаких правовых препятствий к тому, чтобы закрепить эти учебные заведения за всем городом на муниципальном уровне.
 
Впоследствии на совещании в мэрии специалисты договорились до того, что неплохо бы закрепить за целым городом  вообще все школы.

— Республиканская прокуратура подтвердила, что это возможно. Но городская прокуратура дала отрицательный ответ.

Помощник прокурора города Елена ЕГОРОВА пояснила позицию ведомства:

— Вообще, предлагаемые изменения не противоречат закону, в котором не указано, на сколько участков город должен быть поделен — хоть на один. Но этот проект к нам поступил недавно, и в нем есть две существенные недоработки, хоть и технического характера. Поэтому мы были вынуждены отправить его на доработку. Вы знаете, что день приема документов — 2 марта, сегодня уже 26 февраля, а проект к нам обратно так и не пришел. Представляете, что будет, если мы подпишем его в ближайшие дни? Ведь школам нужно будет успеть изменить свои внутренние акты, а родителям — с ними ознакомиться. Непонятно, почему этой работой нельзя было начать заниматься хотя бы в сентябре, когда родители отдавали детей в малышкины школы? Мы бы успели все принять, а горожане — узнать об изменениях и настроиться на выбор школы.

Быть может, чиновники не торопились оттого, что уже со следующего года новый федеральный закон «Об образовании» возвращает прежнюю систему зачисления детей в первые классы — этот момент на днях разъяснила и начальник комитета социального развития администрации Петрозаводска Лариса Подсадник. Но, выходит, на нас опять поэкспериментировали..?

Куда ни кинь — всюду клин

Однако кажется, что ни сегодняшняя, ни вчерашняя ситуации не смогут удовлетворить всех. Одни хотят отдать ребенка поближе к дому, другие — в особенную школу. Кажется, что золотой середины в этом в опросе не существует. Ведь по сути и сами изменения в законе построены на противоречии. С одной стороны, в соответствии с Конституцией страны и законом «Об образовании», государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования, при этом мы имеем право выбирать любое образовательное учреждение, независимо, в том числе, от места жительства. С другой стороны, при получении образования должна быть обеспечена территориальная доступнос ть.
 
Кажется, выходом из ситуации могло бы стать обособление начальных классов от школ с углубленным изучением предметов. К примеру, в Державинском лицее Петрозаводска нет начальной школы, и ребята принимаюся в него уже в среднем звене. Об этом говорит и Галина РАЗБИВНАЯ, председатель общественного совета Министерства образования РК:



— Суть в том, что первоклассники должны учиться по равным стандартам.  Вот почему в первый класс лучше брать всех  детей по месту их жительства. Не хотите брать всех? Хотите быть гимназиями и лицеями? Пожалуйста, давайте решать вопрос о том, чтобы у нас в городе появились школы, где учатся только   начальные классы. И после того как ребенок окончил четвертый класс, его можно не отбирать, а приглашать на учебу в гимназию, лицей или в общеобразовательную школу.
 
Однако директор лицея №1 Эмилия Слабунов а с такой позицией не согласна:

— Я не думаю, что это правильный вариант. Эти школы обрели такой статус исторически, и мы, например, стараемся начать готовить детей к лицейскому образованию как можно раньше. Я против того, чтобы ставить родителей и школьников в жестские условия, варианты должны быть.

Родитель, будь человеком!

Вообще, ажиотаж создают сами родители. Конечно, среди них большая часть убеждены в том (и, вероятно, это так есть), что их ребенок — будущий полиглот и должен пойти в гимназию. Тем более правда за теми, кто беспокоится о безопасности первоклашки, ратуя, чтоб он учился поближе к дому. Но в числе вас, дорогие  родители, много тех, у кого просто срабатывает стереотип: 30-я гимназия хорошо, «простая» школа — плохо. А вдруг ваш сын/дочь возненавидит математические науки в будущем, а вы отдаете его в лицей? Или не будет у него способностей к языкам и придется ему мучиться в гимназии? Более того, по состоянию здоровья не все могут учиться по той программе, которую реализуют лицеи и гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов.

- Дети, имеющие особенности в развитии и в здоровье, могут оказаться неуспешными в обучении,— подчеркивает Светлана ЧЕРВОВА, специалист управления образования. — Были случаи, когда детей с нарушениями речи родители отдавали учиться в гимназии, где углубленно изучаются два иностранных языка!

— У родителей мало информации, — считает Галина Разбивная. — Их надо убедить, что любая школа в Петрозаводске умеет хорошо учить. Из любой школы города дети поступают в выбранные профессиональные образовательные учреждения.

В конечном счете, какое бы решение ни было принято - вернуть все или оставить, успели ли вы «купить» ребенку прописку или нет, будущее маленького человека зависит от вас. Оттого, как  вы поддержите его стремления и способности, как научите его самоорганизовываться и добиваться поставленных целей вне зависимости от первоначальных условий.