13 марта 2013, 10:09

Проект за закрытыми дверями

<p>Мэр Петрозаводска Николай Левин заявил, что строительство Гоголевского моста начнется в конце этого года. Глава Карелии Александр Худилайнен охотно называет дату окончания его реконструкции: конец 2014 года. Откуда же взялись эти цифры и можно ли

Мэр Петрозаводска Николай Левин заявил, что строительство Гоголевского моста начнется в конце этого года. За последний месяц сроки у него сдвинулись на полгода. В свою очередь, глава Карелии Александр Худилайнен охотно называет дату окончания его реконструкции: конец 2014 года. Откуда же взялись эти цифры и можно ли им доверять?   

Как вы понимаете, сроки начала и окончания реконструкции злополучного путепровода зависят от многих факторов. Как быстро будет выполнен и согласован проект реконструкции? Когда Москва выделит деньги (а от нее зависит фактически все)? В какой срок удастся расселить жильцов под мостом и приступить к работе? А затем уже все будет зависеть от работы строителей и своевременного поступления средств. На сегодняшний же день мы можем говорить только о первой стадии: подготовке проектной документации. Она, как паровоз, тянет за собой все остальное. Москва без утвержденного проекта денег не даст. А его на сегодняшний день нет, хотя над ним работают уже не один год. 

Шесть лет — и все без толку 

Напомним: заказ на него поступил институту «Карелпроект» еще в 2007 году. Через год проект был выполнен, но на три года его положили на полку, так как никто денег на его реализацию не дал. Вновь вытащили его на свет божий лишь в 2012 году. Тогда и выяснилось, что он за это время несколько устарел. С одной стороны, изменились строительные стандарты. С другой, требовалось провести дополнительные исследования, поскольку произошло движение грунтов. 

В результате проект был отдан на доработку омской фирме «МТ-проект». И вот недавно, когда вся документация наконец-то была готова, выяснилось, что она не может пройти государственную экспертизу. Представители «Карелгосэкспертизы», куда омичи направили проект, заявили, что это дело не регионального уровня, а федерального, поскольку мост связан с железной дорогой. Представители же фирмы «МТ-проект» возразили, что условия муниципального контракта не предусматривали прохождение федеральной экспертизы. И «привязка» к РЖД тоже спорная, это же все-таки автомобильный мост, а не объект железнодорожного хозяйства. Впрочем, этот спор уже ничего не значит, так как мэрия расторгла контракт с омскими проектировщиками. Последние подали на горадминистрацию в Арбитражный суд, который продлится как минимум год. Так что реконструкция по этому проекту может начаться нескоро.  

Новая идея 

Поэтому представители мэрии вдруг, как кролика из шляпы, достают другую идею. Нужен новый проект — не моста из балок, а целиком литого. И уже весной этого года обещают объявить конкурс на его подготовку. 

Одновременно горадминистрация предложила всю работу по Гоголевскому мосту отдать одной фирме, которая займется и проектированием, и демонтажом старых конструкций, и возведением новых. 

— Это позволит сократить сроки строительства с 24 до 18 месяцев, — поясняет мэрия. 

Авторы и доработчики старого проекта восприняли эту новость в штыки. 

— Все это очень странно. Шесть лет занимались одним проектом и в результате пришли к нулю. И теперь нужно начинать подготовку нового. А новый ничего принципиально иного в себе не несет. Это все то же самое, только, что называется, вид сбоку, — сказал нам технический директор омской компании «МТ-проект» Максим ВОСТРЕЦОВ. 

— Отдавать в одни руки проектирование и строительство — это, простите за выражение, все равно что козла в огород пустить. Строители будут подгонять проект под себя, что приведет к его удорожанию при снижении качества работ, — удивляется руководитель того, старого, сделанного еще в 2008 году проекта реконструкции Гоголевского моста Сергей ЧУРКИН. 

Не понимает он и того, как можно начинать работы, не имея на руках готового проекта. И как можно параллельно вести и строительные работы, и проектирование. На взгляд Сергея Чуркина, все это сильно отдает авантюрой... Стоит отметить, что авторы предыдущего проекта не видят причин от него отказываться целиком. — Все технические решения давно придуманы и оформлены, остается только их корректировать в ту или иную сторону, — говорит Сергей Чуркин. — Основные трудности, на мой взгляд, лежат совсем в иной плоскости: в подготовке участка для строительства, а также в расселении находящихся на нем деревянных домов и в согласованиях с железной дорогой... 

Из их слов вытекает, что городские власти могли бы отправить старый проект на федеральную экспертизу и очень быстро приступить к решению главных проблем. Только вот они почему-то пошли по другому, более сложному, пути. Спрашивается, почему? 

Несколько версий 

Одним из возможных объяснений может быть то, что первоначальный проект, как бы ни уверяли его авторы, оказался настолько плохо подготовленным, что пройти экспертизу на федеральном уровне он не смог бы. Поэтому власти и действуют в пожарном порядке. Хотя никто из чиновников не высказал конкретных претензий к работе предшествующих специалистов, если не считать нарушений сроков по прохождению экспертизы, которую должна была выполнить фирма «МТ-проект». 

Другое предположение может быть связано с тем, что власть договорилась с каким-то подрядчиком, который может одновременно сделать проект и начать строительные работы. Причем и то и другое в сжатые сроки. Осталось только подготовить «правильные» условия для конкурса — и дело в шляпе. И народ успокоили, и с себя ответственность сняли. Не секрет, что в нашем государстве при таких договоренностях и заработать неплохо можно. Не поэтому ли представители мэрии в срочном порядке засобирались в Москву в управление антимонопольной службы, чтобы договориться о сокращении сроков на подготовку конкурсной документации, как сообща- ет телеканал «Сампо.ру»? 

Есть и третий вариант развития событий. В реконструкции Гоголевского путепровода заинтересованы минимум три стороны: администрация города, республиканское правительство и Октябрьская железная дорога. У каждого из этих игроков есть свои интересы. И они уже вступают в конфликт друг с другом. Может быть, поэтому и было отказано омской фирме в прохождении экспертизы на территории республики, и такая же судьба ожидала бы их в Москве. Ну, а теперь ищется компримиссный вариант или кто-то взял инициативу на себя... 

Стоит отметить, что бороться в данном случае есть за что. На новый проект собираются выделить очень большие деньги. С одной стороны, 20 млн рублей уже дал Петросовет. Еще 46 млн рублей, как сообщает «Карелинформ», уже пообещало правительство республики. Формулировка в обоих случаях звучит так: «на подготовку проекта и начало работ». Между тем за прежний проект фирме «МТ-проект» собирались заплатить 20 млн рублей. Цены растут... Ну, а само строительство, как известно, обойдется в 2 млрд рублей. 

Конечно же, это хитросплетение интересов держится в тайне для общества. 

— Все происходит кулуарным образом, — говорит профессор ПетрГУ, заслуженный строитель Карелии Валентин СИМАГИН. — Решения принимаются в тиши кабинетов. Специалистов к открытому диалогу не приглашают. У меня, например, есть свои идеи о том, како- ва должна быть конструкция моста. Но прислушается ли кто-нибудь к ним — неизвестно.... 

Ну, а если действия чиновников и их мотивы неясны даже специалистам в области мостостроения, то верить в сроки, которые нам с вами называют, не приходится.