01 июня 2011, 10:11

Первый шаг во взрослую жизнь

Как только воспитаннику детского дома исполняется 18 лет, он должен начать взрослую самостоятельную жизнь. Готовят ли ребят к этому?

Накормить, одеть, обуть, организовать досуг, отправить на отдых в лагерь... – перед каждым учреждением для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, стоят эти задачи. С разным успехом получается в детских домах окружить ребенка теплом и заботой, хоть в какой-то мере заменить ему семью.
Но придет время, и повзрослевший ребенок перешагнет порог детского дома, чтобы начать взрослую самостоятельную жизнь. Готов ли он к ней? «Мы делаем все для того, чтобы наши ребята не растерялись после того, как уйдут от нас» – заверяют в детском доме № 2 г. Петрозаводска.

Сегодня здесь проживает 57 человек в возрасте от 1,5 до 18 лет. Из них только 7 человек – сироты в полном понимании этого слова. У остальных есть мамы-папы, но они лишены родительских прав.
Детский дом ведет активную работу с теми, кто желает взять ребенка под опеку, в патронатную, приемную семью или усыновить его. Только в патронатные семьи за последние 7 лет устроено 42 ребенка. Бывает, что и родителям удается одуматься, вернуться к нормальной жизни, восстановить свои родительские права, забрать ребенка из детдома: 30 детей в период с 2005 года вернулись в свои родные семьи.

Кем работать, чем заниматься
И все же многие остаются в детском доме до совершеннолетия.
– Наша задача – говорит заместитель директора Наталья Филина, – не только дать детям кров, тепло, пищу, но и подготовить их к самостоятельной жизни. Ведь и в семье, где есть мама и папа, бабушки и дедушки, подростку непросто определиться со своим будущим. А ребятам из детского дома тяжелее вдвойне.
Помочь детям  призван проект «Профориентация и самоопределение», который разработан детским фондом «Виктория». Этот проект детский дом совместно с Карельским Союзом защиты детей реализуют второй год. Чем он интересен, а главное, полезен?
По словам Натальи Филиной, проект позволяет с особой тщательностью учитывать психологические особенности детей сирот.
Обязательную психологическую диагностику детей дополняет портфолио, которое составляет сам ребенок. В нем не только зафиксированы его успехи. Дети сами оценивают себя, строят жизненные планы, ставят конкретные цели на определенный период. Под руководством педагогов ребята задают себе очень важные вопросы: о своем характере, о тех чертах, которые мешают им идти к цели, над чем им надо поработать, какие дополнительные занятия требуются... Попробуйте честно и объективно оценить себя и свои способности – это трудно и взрослому человеку!
 


Профессиональный маршрут
Профориентационная работа здесь не сводится к информированию о профессиях. В детском доме для каждого ребенка разрабатывается образовательно-профессиональный маршрут. В специальной карте маршрута ребята записывают данные об учебных заведениях, где они могут освоить специальность, есть ли там общежитие, предъявляются ли особые требования к здоровью, из каких ресурсов можно узнать о вакансиях по этой специальности... Так например, после того как один из воспитанников решил стать пожарным, для него организовали посещение пожарной части: непосредственно на рабочем месте юноша узнал и о мерах социальной защиты пожарных, и о том, сколько в среднем получает молодой специалист – для выпускника детского дома это более значимо, чем для тех, кто имеет за плечами любящих родителей, которые могут в трудную минуту поддержать.
Среди всех мероприятий по профориентации и самоопределению отдельного внимания заслуживают так называемые профессиональные пробы – когда ребята не теоретически представляют себя в той или иной профессии, а на реальном рабочем месте знакомятся с профессией «изнутри», то есть проходят своего рода «доучебную» практику. В качестве повара в туркомплексе «Карелия» испытали себя  Лиза и Аня,  механика на судостроительном заводе и автомеханика в автосервисе – Роман, Сергей, Алексей. Продавец, водитель троллейбуса, секретарь – пробы по этим и других профессиям прошли воспитанники детского дома № 2.

Как потратить деньги
Проект предусматривает помощь воспитанникам не только в выборе профессии. Живя в детском доме, дети не задумываются о многих обыденных вещах, с которыми им придется иметь дело после выпуска: приватизированное и муниципальное жилье, оплата коммунальных услуг, кредиты... Проект предусматривает знакомство выпускников и с этими аспектами взрослой жизни.
– Мы учим детей грамотно распоряжаться своими средствами, – говорит Наталья Филина. – Обговариваем, что нужно молодому человеку для жизни, сколько это стоит, что купить в первую очередь.
Кроме решения бытовых вопросов дети должны быть готовы и к преодолению других трудностей. То, что судьба не всегда бывает благосклонной, наши воспитанники, обделенные материнским теплом, уже знают.  Но чтобы не оступиться под давлением обстоятельств, не пойти по пути наименьшего сопротивления, важно уметь говорить «Нет». Очень важно объяснить  ребятам, что их будущее напрямую зависит от них самих, от того, какую линию жизни они выберут. Главное, наши воспитанники знают, что если перед ними встают неразрешимые проблемы, они всегда могут обратиться за помощью и в детский дом, и в Карельский Союз защиты детей, и в отдел опеки.
А осенью мы приступаем к реализации еще одного очень важного проекта по обучению волонтеров, которые будут первое время помогать ребятам, вышедшим из детского дома. 

Все сама
 Ане 17 лет. Пять из них она живет в детском доме. В следующем году ей предстоит начать самостоятельную жизнь.
Аня поделилась своими вполне взрослыми размышлениями о будущем:
– Хочу быть водителем троллейбуса. Но пока не исполнится 21 год, учиться этой профессии нельзя. Поэтому придется после детдома несколько лет где-то поработать, может, хотя бы кондуктором троллейбуса, чтобы привыкнуть. Наверное, будет непросто общаться с пассажирами, я немного вспыльчивая, такой уж характер. Стараюсь сдерживаться, но не всегда получается.
Честно говоря, немного страшно уходить из детского дома – придется все решать и делать самой. Никто ведь не накормит, как здесь, не постирает... Нужно не только зарабатывать деньги, но и уметь правильно их тратить.
Опять же – свобода. Здесь нас все время учат, что правильно, а что нет, все время контролируют. Конечно, мы понимаем, что это для нашего же блага, что воспитатели хотят нам добра. Но когда ты сам себе хозяин – это здорово. Да, наверно, не у всех получится справиться со свободой. Но должна быть голова на плечах. Надо знать, чего ты хочешь от жизни и добиваться этого, а не просто сидеть и ждать. Так не бывает, чтобы кто-то принес все, что ты хочешь, на блюдечке с золотой каемочкой.
В будущем я конечно хочу иметь семью. Но – позже, когда встану на ноги, получу профессию, найду работу. И ребенок у меня будет. Главное, чтобы у него было другое детство, не как у меня, а более счастливое.


Из уст в уста
Часто молодежь не очень серьезно воспринимает советы взрослых. А вот к словам своих сверстников или тех, кто чуть постарше – прислушиваются. Поэтому ребята, которые уже вышли из стен детского дома № 2 и обустроились в жизни, советуют будущим выпускникам:

  • Покидая детский дом, полученные деньги не тратьте на развлечения, а вложите в учебу, квартиру, то есть подумайте о своем будущем.
  • Поступайте учиться по профессии, которая вам нравится, в которой достигнете успехов в будущем.
  • Не тратьте время и силы на глупости, не злоупотребляйте вредными привычками – они не сделают из вас людей, а наоборот, помешают в будущем, помешают в достижении целей. Пусть соблазны не станут препятствием по жизни.
  • Не будьте наивными, а верьте в себя, в свои силы и тогда все получится.
    Всегда ставьте перед собой цель и стремитесь ее достичь.
  • Если возникли проблемы – не бойтесь обращаться за помощью.
  • После окончания учебы обязательно надо устроится на работу.
  • Верьте в хорошее будущее.