27 января 2016, 14:07

Главврач Ольга Билко о варварстве, темноте и молодости как проблеме

Руководитель поликлиники №4 обстоятельно ответила на вопросы читателей и раскрыла некоторые секреты российской системы здравоохранения

Наш последний материал в рамках проекта «Паспорт поликлиники» вызвал немало комментариев на портале. Пожалуй, поликлиника №4 на Нойбранденбургской с более чем полусотней комментариев претендует на звание самой обсуждаемой в рамках проекта. Главного врача Ольгу Билко этот факт вовсе не удивил. Своих пациентов они уже давно подсадили на общение в глобальной сети. Все интересующие вопросы можно задать на специальном форуме лечебного учреждения.

- Наша поликлиника была пилотным проектом по внедрению информационных технологий в медицине. Мы начинали в 2006-м году, поэтому электронная амбулаторная карта, электронная запись начали применяться у нас одними из первых, - рассказала Ольга Юрьевна.

Технологическая революция в одном отдельно взятом коллективе потребовала и некоторых изменений среди сотрудников. Средний возраст участкового в четвертой поликлиники – 42 года. Поэтому Ольга Юрьевна отрицает теорию некоторых наших читателей о «стариках, которые не дают дорогу молодым».

Молодые доктора, кстати, стали причиной и других сложностей для пациентов и руководства. Напомним, что одна из собеседниц в поликлинике пожаловалась корреспонденту «Петрозаводск говорит» на режим работы ее участкового. У доктора есть маленький ребенок, которого не с кем оставить, поэтому вечернего приема она не ведет. Как выяснилось, с такой проблемой главный врач медицинского учреждения столкнулась примерно полсотни раз — именно столько сотрудниц на данный момент находятся в декретном отпуске. Так что работающее население приходится распределять по другим участкам и терапевтам.

- Я понимаю, почему люди недовольны: нет постоянного врача на участке, приходится бегать от одного к другому. Но у нас не так хорошо с садиками, и многие на три года выпадают из поля зрения. Да и сады в Петрозаводске не работают до 19.00. Если бы город создал такие группы, было бы очень хорошо.

По словам Ольги Билко, сейчас без вечернего приема остались пациенты трех участков. Для тех, кто не может попасть на прием в дневное время, увеличено время работы у других врачей внутри одного терапевтического отделения. В подтверждение своих слов руководитель продемонстрировала нам соответствующее объявление на сайте внутренней электронной регистратуры.

Что же касается комментариев, что пациентов отправляют к врачам других медучреждений, то, по словам руководителя, это касается только тех ситуаций, когда в поликлинике нет своего специалиста. Все делается в рамках закона и по договорам, - заверили нас.

Заканчивая тему молодых сотрудников, руководитель призналась, что желающих работать в первичном звене после университета не так и много. Судите сами: в четвертой поликлинике работает программа, по которой студентам последних курсов и интернам выплачивается дополнительная стипендия, а также частично компенсируются затраты на съем жилья или деньги на коммунальные услуги. За четыре года завлечь этими бонусами удалось только 12 человек.

Вопросы читателей

«Пришла на прием к одному из специалистов, в кабинет вызывают сразу по несколько человек; проводят осмотр, другие сидят на «лавочке» прямо в кабинете и ждут, потом идет обсуждение твоего лечения при всех... толком ничего и не узнать у врача. Принимают людей конвейером, уделяют мало времени каждому пациенту».

По мнению Ольги Юрьевны, это неправильно, но иногда таких неудобств избежать просто невозможно.

-  Конечно, желательно, чтобы у врача было побольше времени на пациента. Если бы терапевт реально мог уделить 20 минут человеку! Другой вопрос, что врачи тоже болеют. Скажем, на прошлой неделе у нас заболел один лор из двух. Другому специалисту помимо своих 30 человек, пришлось принять еще 30 за коллегу, причем уложиться в отведенное время. Это неправильно, но такое случается в авральных ситуациях.

Таким образом, в процедурной может оказаться человек, которого одна медсестра готовит к проколу, если мы говорим об отоларингологе, а в соседней комнате врач и другая медсестра продолжают вести прием. Врач работает на два фронта: пока один ждет действия обезболивающего, другой рассказывает о своих проблемах.

«Выставлять человека с палочками в носу в коридор – это тоже неправильно. А подействует препарат только через 15 минут, - объяснила ситуацию главный врач. – Стараемся сохранить врачебную тайну и разговаривать с другими пациентами тихонько».

Поясним сразу ситуацию и с вечно занятым телефоном, по которому вызывают на дом врача. Напомним, что одна из пациенток предположила, что в регистратуре просто игнорируют звонки. С этим не согласилась главный врач поликлиники. По словам Ольги Билко, для вызова на дом у них работает трехканальный телефон, на звонки которого отвечают два сотрудника (этим и объясняются гудки, на которые «не отвечают»). При этом в регистратуре не хватает оборудованных рабочих мест. Поэтому здесь планируется установить еще один стол с компьютером, чтобы отвечать на звонки могли три человека, вместо двух.

«Невозможно машину у поликлиники поставить. Парковки нормальной нет. Пора бы уже сделать».

Признаемся, что после осмотра поликлиники №4 жалобы на маленькую зону парковку были одними из самых неожиданных. В сравнении с другими лечебными институтами здесь, на Ключевой, есть специализированная парковка, причем не из самых маленьких. Тем не менее по условиям проекта, мы задали вопрос о планах руководства в отношении автолюбителей главному врачу.

- Действительно, у нас очень большое приписное население. Много людей, которые привыкли парковаться. С каждым годом все больше пациентов, желающих приехать на машине. Здесь собирается до 90 машин одновременно. И это уже превышает нормы с точки зрения антитеррористической безопасности, - сообщила главврач.

В поликлинике работают в направлении расширения парковки. Участок, расположившийся в сторону строительства нового спортивного центра, под эти цели просили еще у мэра Левина. Пока вопрос остается открытым. Но даже если он решится положительно, то на содержание парковки денег в бюджете поликлиники нет.

- Я сама подъезжаю на машине к поликлинике и знаю, что трудности есть. Я ее, кстати, ставлю не у места работы, чтобы не говорили, что парковочные места занимают сотрудники, - добавила Ольга Билко.

Есть и еще один нюанс, который тормозит появление расширенной парковки. Машины придется ставить там, где сейчас находится парк, в котором летом гуляет вся Ключевая. Приходится выбирать: закатать в асфальт немногочисленные зеленые насаждения или терпеть некоторые неудобства.

«В коридорах холодно сидеть. Замерзнешь, пока ждешь очереди к врачу. Окна поменять уже надо».

Вопрос ремонта точно также упирается в финансирование поликлиники. По словам Ольги Билко, в 2010-м году из городского бюджета поликлинике выделили 80 миллионов рублей на весь ремонт здания. В то же время, необходимая сумма составляет 300 миллионов рублей. В этих условиях удалось поправить дело в детском отделении на улице Ригачина, и во взрослых – на Ровио и в районе Птицефабрики. Корпус же на Нойбранденбургской пока отстает в плане «косметики». Здесь полностью заменили магистральные трубы, стояки, вложились в лабораторию, вентиляцию.

- Теперь мы можем надеяться только на свои силы. Сейчас мы полностью находимся на финансировании через ОМС (обязательное медицинское страхование – прим. ред). В рамках бесплатной медицины позволено сделать только текущий ремонт. Все остальное – только на деньги из Минздрава, которые выделяются, когда есть такая возможность. Но ситуация в стране сейчас такая, что денег на все не хватает.

В четвертой поликлинике мы узнали и еще некоторые секреты российской системы здравоохранения. В год государство выделяет на медицинское обслуживание человека сумму в районе трех тысяч рублей. Сюда входят расходы на зарплату врачей, исследования, работу лаборатории, в том числе и на косметический ремонт. Те, у кого страхового случая не произошло, и человек не обращался за квалифицированной помощью, экономят деньги учреждению. Эти деньги либо перебрасывают на других пациентов (а кто-то ходит к докторам по 150 раз в год, отметила главврач), либо тратят на замену окон, дверей, покраску стен и тому подобное.

«По поводу доступности лифтов для инвалидов: перед кабиной лифта есть выступы стен ( так построено ) и в проем инвалидная коляска не влезает. Так что в лифт на коляске не попасть. Доступности для инвалидов не получается. Я сама инвалид на коляске и в поликлинике приходится брать меня на руки, чтобы попасть в лифт».

По словам главного врача, четвертая поликлиника не попала в программу «Доступная среда» на 2014-2015 годы. В силу этой причины, не удалось устранить те неудобства, которые отметила наша читательница. Действительно, чтобы преодолеть все препятствия, человеку с ограниченными возможностями придется воспользоваться помощью сотрудников поликлиники, которых следует заранее оповестить о планах посетить врача. Они помогут подняться инвалиду к лифту.

- Если же человек не помещается на своей коляске в лифт, то в нашем отделении неотложной помощи есть другая колясочка, которую мы даем человеку, чтобы он ездил по поликлинике, - пояснила Ольга Билко.

Добавим по этому вопросу также, что, если в этом году четвертая поликлиника получит финансирование в рамках федеральной программы, то у здания появятся новые пандусы, а также специализированный туалет, которого, как выяснилось, здесь нет. Однако в руководстве нас заверили, что люди на колясках могут спокойно воспользоваться имеющимися уборными комнатами. Габариты позволяют.

Заканчивая туалетную тему, Ольга Юрьевна объяснила, почему на третьем этаже эти комнаты закрыты для посещения. В них пациенты сломали бочок и вынесли всю арматуру.

- Варварство наших посетителей обижает, мягко говоря. Помимо этого у нас украли два электронных смесителя. Мы их поставили, когда велась реконструкция пятидесяти стояков. На тот момент купить краны на фотоэлементе было достаточно дешево, а, главное, удалось сэкономить немало денег на коммунальных услугах.

Безумно обидно, потому что в целом наши хозяйственники стараются.

Само собой, воруют в поликлинике и мыло с туалетной бумагой. Что же касается вопросов освещения, которые мы отметили при ревизии, то сейчас в здании меняют старые лампы на новые светодиодные.

- Честно говоря, когда это возможно, мы стараемся экономить и на электричестве. Может быть, в утренние часы это не совсем правильно, но вечером, когда посетителей немного, я спрашиваю со всех сестер-хозяек, чтобы свет за ненадобностью выключался, - рассказала Ольга Билко.

И мы не хотели затрагивать уже порядком надоевшую тему системы выдачи номерков к специалистам, но, видимо, это неотъемлемая часть мира здравоохранения. Так что поговорили с главврачом и об этом.

Кто-то не посещает поликлинику годами, а кто-то ходит к врачам как на работу. Причем не всегда это связано с необходимостью консультации со специалистом. К сожалению, этим нередко занимаются пожилые пациенты, для которых поликлиника – это социальный клуб, где можно пообщаться.

Как рассказала главный врач четвертой поликлиники, у них бывали случаи, когда пенсионеры приходили с утра в регистратуру и просили любые номерки, какие есть на сегодня.

В конце концов, с возрастом здоровее мы не становимся, и проблему можно отыскать везде.

Свободная запись через интернет дала возможность попадать к редким врачам также и всем специалистам от интернета, которые мягко говоря, не всегда точно определяют что и от чего у них болит. В результате к доктору долго не могут прийти те, кому это действительно необходимо. По этой причине, в декабре прошлого года, видимо, последний островок свободы  - четвертая поликлиника – закрыла свободную запись к окулисту и лору. На очереди – хирург и ортопед.

Ольга Юрьевна отметила, что если пациент все-таки хочет попасть к специалисту, а терапевт, напротив, полагает, что это излишне, за третьим мнение обратиться можно к заведующему отделения. Он в индивидуальном порядке рассмотрит ваше дело и «вынесет вердикт», нужно ли за счет бюджета проконсультироваться с тем или иным врачом. По этому же адресу необходимо обращаться тем, кто ждет номерков, выписанных участковым, по два-три месяца.

- До 19:00 у нас работает дежурный администратор. К нему тоже можно обратиться по все вопросам и непониманиям. Люди порой сталкиваются с проблемой, интерпретируют ее по-своему и ходят потом обиженными, - отметила руководитель.

В качестве совета читателям, Ольга Юрьевна попросил пациентов относится к врачам с пониманием и меньше ругаться с ними. В конце концов, эту работу могут выдержать только действительно неравнодушные люди.

- В СМИ все время говорят о врачах-убийцах. Это создает негатив. Люди приходят сразу недовольные. Но за последние годы столько всего изменилось! Люди получили высокотехнологичную помощь, которой раньше не было. Стольким заменили хрусталики в глазах.

Есть много замечательных нововведений, которые люди, может быть, и не видят в своей массе. Хотелось бы уважительного уважения к врачам и понимания, что от него не все зависит. Многое зависит и от отношения человека к своему здоровью.

 

Ася Кошелева's picture
Автор:

Выпускница филологического факультета ПетрГУ. Любит писать о людях в культуре и культуре в людях. Мечтает дочитать все начатые книги (а их постоянно скапливается до десятка штук одновременно), побывать в Риме, научиться не принимать все близко к сердцу и создать что-нибудь стоящее в профессиональном плане. Не любит бестактных людей.