Куда уехали Mazd'ы? Как Петрозаводск остался без снегоуборочной техники
Бдительные горожане
В начале февраля на популярном сайте «Авито» появилось объявление о продаже в Москве «эксклюзивного» автомобиля Mazda за 1 млн 90 тысяч рублей. Как ни странно, с карельскими номерами. Внимательные петрозаводчане заметили, что это один из тех автомобилей, которые еще в 2012 году с помпой презентовала тогдашняя администрация Петрозаводска во главе с мэром Николаем Левиным. Едва ли не как надежду Петрозаводска в борьбе со снегопадами.
Всего тогда в город пришли шесть новеньких пикапов. Они были оснащены электронной начинкой, оборудованы отвалами для уборки снега и устройствами для разбрасывания песка. Градоначальник расхваливал их как очень современные, маневренные и экономные и возлагал на них большие надежды.
Однако видели горожане новую снегоуборочную технику на дорогах карельской столицы недолго. Отработав едва ли три сезона, она куда-то исчезла. Впрочем, та же участь постигла и остальную снегоуборочную технику, которой не раз хвастались городские власти.
Парады и смотры
А хвастаться было чем. Если верить пресс-релизам петрозаводской мэрии и карельского правительства, в последние 10 лет город регулярно получал новые снегоуборочные машины, грейдеры и тракторы. Стоили эти покупки десятки миллионов рублей и периодически демонстрировались высоким лицам и прессе.
Так, в октябре того же 2012 года недавно ставший главой Карелии Александр Худилайнен осматривал значимые городские объекты. Среди прочего новому губернатору показали и производственную базу ПМУП «ДЭУ» — муниципального предприятия, которое было ответственно за уборку города.
Глава города Николай Левин и директор МУПа Игорь Шарапов рассказали губернатору, что «за прошедшие три года на предприятии был сформирован новый парк техники, который сегодня насчитывает 80 единиц». И даже показали «самую технологическую разработку» МУПа — те самые Mazd’ы, которые могут чистить и посыпать дороги и тротуары.
Годом ранее, в декабре 2011-го, эти же 80 единиц дорожной техники продемонстрировали председателю Петросовета Олегу Фокину.
Особенно ему тогда расхваливали мини-тракторы «Крамер», которые могут убирать тротуары и обочины, чтобы на них не скапливался снег. Экс-спикер даже сел за руль одного из них, попробовав себя в роли водителя.
А еще годом раньше, в августе 2010 года, Николай Левин вместе с первым замом тогдашнего главы Карелии Андрея Нелидова Юрием Канчером презентовал 10 единиц дорожной техники. Они, как сообщалось, обошлись в 40 млн рублей. На площади Кирова были выстроены как на парад те самые тракторы «Крамер» из Германии, машина-пылесос из Голландии, плюс несколько грейдеров и один КамАЗ.
Передавались они, если верить пресс-релизу, все тому же городскому ДЭУ.
Если заглянуть еще подальше, то можно вспомнить и технику, которая приобреталась для городского дорожного управления при Викторе Маслякове в 2007-2008 годах. Тогда водителям ДЭУ тоже вручали ключи от новых машин, тракторов и погрузчиков.
Куда все это исчезло и почему сегодня мы не видим эту технику на дорогах Петрозаводска — большой вопрос.
«У нас ничего нет»
Попытки выяснить, куда делась городская снегоуборочная техника и сколько сейчас машин есть у города, дали неожиданный — если не шокирующий — результат. На соответствующий вопрос в пресс-службе Петрозаводской мэрии сообщили, что на балансе администрации и ее муниципальных предприятий ничего не числится. И не числится уже давно — лет пять точно. Куда же подевалось муниципальное имущество, нам пояснить так и не смогли.
Однако насчет шести автомобилей Mazda в мэрии поведали, что они никогда и не были городской собственностью, а принадлежали подрядной организации — ООО «ДЭУ-Сервис». Именно эта организация примерно в 2010-2011 годах стала убирать город вместо муниципального предприятия «ДЭУ», получая за это, разумеется, бюджетные средства.
Аналогичный ответ насчет собственников автомобилей Mazda дал и владелец машины, которая выставлена на «Авито». Нам удалось до него дозвониться. По словам Дмитрия (так представился продавец), он приобрел свой экземпляр у фирмы, которая ранее убирала город. Впрочем, если верить Дмитрию, машина находится у него не в собственности, а в лизинге (как до этого и у «ДЭУ-Сервиса»), то есть в долгосрочной аренде с последующим правом выкупа по остаточной стоимости у первоначального собственника. А им, по всей видимости, является какой-нибудь столичный дилер или банк.
От МУПа до ГУПа
Судьба же остальной муниципальной техники и вовсе туманна. Известно, что, перед тем как она перестала числиться на балансе города, она была сдана в аренду той самой фирме — «ДЭУ-Сервис». Причем на весьма выгодных условиях для частной компании, за услуги которой к тому же мэрия платила по завышенным сметам — это в 2012 году выяснили правоохранительные органы.
После «ДЭУ-Сервиса» какая-то часть муниципального имущества, судя по всему, успела поработать и в ГУП РК «Мост», которому она, по-видимому, тоже была сдана в аренду. Об этом свидетельствуют фото с тех «парадов», которые устраивал «Мост» на площади Кирова зимой и весной 2015 года — на них можно разглядеть те самые Mazd’ы, тракторы «Крамер» и много чего еще.
Однако на этом след городского имущества обрывается — летом 2015 года муниципальный контракт на уборку города с «Мостом» был расторгнут, а на предприятии началась процедура банкротства. Что стало после этого с автопарком накопившего солидные долги предприятия, неизвестно.
Мы хотели прояснить этот вопрос у директора предприятия — все того же Игоря Шарапова, который возглавил «Мост», после того как ушел из ПМУП «ДЭУ», а «ДЭУ-Сервис» перестал убирать городские дороги. Но все попытки связаться с Шараповым оказались безрезультатны. Один из его прежних номеров более не активен. А по другому номеру и вовсе ответили, что это автомойка.
Тем не менее мы решили продолжить поиски и отправить письменный запрос в ГУП РК «Мост», а заодно и в мэрию, которую попросим конкретизировать судьбу так необходимой сейчас городу снегоуборочной техники. О том, что они ответят, мы еще обязательно напишем.