Петрозаводского священника чуть не похитили на Филиппинах
Отец Станислав много путешествовал ещё до того, как занялся миссией за рубежом. Бывал в разных странах мира: объездил всю Центральную Азию, был в Тибете и Южной Америке. 15 лет назад он пришёл в церковь и начал заниматься миссионерской деятельностью. За это время он четыре раза ездил в Индию и дважды на Филиппины. "Петрозаводск говорит" расспросил его о впечатлениях.
- Началось всё с того, что один мой знакомый рассказал, что есть группа индийцев, которые хотят принять православие, но нет человека, который бы мог поехать. И вот он говорит: «Я знаю, что ты в Индии бывал, знаешь культуру немножко, мог бы поехать». Это было в 2012 году. Я согласился тогда, и после этого было несколько миссионерских поездок в Индию для крещения индийцев. А в прошлом году была похожая ситуация, только в большем масштабе на Филиппинах. Там целая ветвь так называемой Аглипайской церкви. Это движение за права филиппинского духовенства католической церкви, возникшее в конце 19 века. Оно привело к расколу. Огромная ветвь, которая сейчас насчитывает несколько миллионов человек, откололась от Римско-католической церкви. Сто лет они развивались обособленно, сами начали делиться на ветви. И вот одна из таких ветвей всем составом решила принять православие.
- Почему же филиппинцы решили принять православие?
- Они пригласили священника Московского патриархата, который служит на Тайване, и после беседы с ним решили всей своей общиной принять православие. Это больше тридцати приходов.
Филиппинцев мажут освященным маслом для получения даров Святого Духа
- Как проходили ваши поездки на Филиппины?
- В прошлом году мы ездили туда всей семьёй на полтора месяца. Нашей главной задачей было объехать все приходы, научить, рассказать, кто мы такие. Мы это сделали, затем год шла подготовка и дальнейшее обучение, и вот c мая этого года началось постепенное принятие этих приходов в лоно Православной церкви. Сейчас там есть уже три православных прихода. К сожалению, пока там нет священников из числа филиппинцев.
Святейший Патриарх благословил обучение филиппинцев в наших духовных учебных заведениях. В этом году несколько человек поедут учиться в Санкт-Петербургскую семинарию.
За время этой поездки я и священник из Русской зарубежной церкви крестили 187 человек.
- Были ли какие-то сложности?
- Волны были большие. Для купания, может, и хорошие, но не для крещения.
Филиппинцам было тяжело. Волны были больше двух метров. Все филиппинцы меньше меня ростом. Мне иногда приходилось приподниматься, а их вообще захлёстывало.
Ну что делать, зато приключение, которое они запомнят на всю жизнь. Получилась такая океанская крещенская купель.
- Нельзя было обойтись традиционным обливанием?
Крещение в идеале всегда должно быть полным погружением. Никто не знал, что будут такие волны, так сложилось.
Но филиппинцы были очень рады. Очень видно именно внутреннее изменение. Не просто внешнее, что в церкви, например, иконостас появился или женщины стали платки носить. А именно внутреннее отношение, восприятие духовной жизни изменилось.
- Как в целом люди столь далёкой от нас культуры принимают православие, сложно ли им объяснять обряды, давать новые знания?
- Надо сказать, что филиппинцы очень открытые люди в этом смысле. Они готовы слушать, они готовы общаться, вести диалог. Например, в Индии много совершенно безграмотных людей, которые искренне не хотят что-то менять в своей жизни. Филиппинцы уже с христианским менталитетом - это единственная азиатская страна, которая была христианизирована полностью. Сейчас там христиан больше 90 % населения. Меньшинство составляют мусульмане, иногда радикальных групп. При этом они умудряются устраивать там террор в борьбе за власть.
- Да, в соцсети ваша жена рассказала, что вам посоветовали сидеть дома с закрытыми дверями и никому не открывать, потому что местными радикалами готовится ваше похищение. Она писала, что дальше было как в кино: для конспирации менялась машина, менялось место вашего пребывания. А все потому, что «скоро на Филиппинах выборы и мусульмане хотят продвигать своих представителей, для этого им нужны деньги, и они похищают людей с целью выкупа, особенно иностранцев и особенно миссионеров, так как это для них двойная цель».
- За время моей поездки было похищено пять европейцев с целью выкупа. Нашим филиппинским друзьям сообщили о том, что радикальные исламские группы начали следить за нашими передвижениями. Слава богу, ничего не случилось.
Меня отвезли в отдалённое место, где никто не знал о моём нахождении. Для обеспечения безопасности во время крещения капитан полиции выделил четырёх автоматчиков, которые нас охраняли.
- Сложно было приспосабливаться к жизни на Филиппинах?
- Нет. Дает о себе знать большое испанское и американское влияние на страну. В целом, обыденность жизни филиппинцев, не считая каких-то бытовых элементов, такая же, как у нас. К индийским реалиям было намного сложнее приспособиться. В первую очередь, это, конечно, очень специфическая еда - очень острая. На Филиппинах такой проблемы нет. Утром, днём и вечером я ел рис в качестве основного блюда. Рис – это главная еда филиппинцев.
Распорядок дня всегда разный. Обычно, если мы ехали на приход с лекциями, то вставали рано утром, ехали в дальний город, там встречались с приходом, обедали, общались, отвечали на вопросы. Потом возвращались домой: всегда до наступления темноты из соображений безопасности.
В воскресенье Богослужение начиналась очень рано, пока ещё не очень жарко.
С другой стороны, у нас есть такое понятие как евхаристический пост, когда мы накануне литургии воздерживаемся от пищи. Для филиппинцев это очень тяжело.
После литургии проходит совместная трапеза, а затем лекция на духовную тему и общение.
Филиппинцы очень любят фотографироваться, особенно со мной. Всё время кричали: «Jesus, Jesus!»
- Кроме воздержания от пищи перед литургией, сложностей с соблюдением православных обрядов у филиппинцев нет?
Например, у нас в храме принято стоять. У них до этого было принято сидеть. Постепенно сейчас на одних приходах убираются скамейки, на других нет.
Это происходит всё достаточно естественно, никакого принуждения нет - дескать, вот сейчас мы будем всех русифицировать.
Нет, такой цели не стоит. Культурные традиции, которые не мешают, могут сохраняться. Например, у нас есть традиция, чтобы женщина покрывала голову в храме, несмотря на жару, филиппинкам это пришлось по душе.
- Будете ли продолжать свою миссионерскую работу?
Филиппинская миссия будет продолжаться. Святейший Патриарх Кирилл благословил её развитие. Миссия – такое дело, которое должно делаться с горящим сердцем, это не то, что можно делать механически, как, например, копать траншею или убирать снег. Миссионерство - это разговор от сердца к сердцу. Как сказал один великий российский миссионер, «ты должен полюбить тех людей, к кому ты идёшь».