29 марта 2011, 09:45

Искусство говорить

С каждым годом случаев рождения детей с дефектами речи становится все больше. Но с этим недугом бороться можно и нужно.

С каждым годом случаев рождения детей с дефектами речи становится все больше.
Но родители не должны унывать, с этим недугом бороться можно и нужно.

Фактор риска

Оказывается, угроза развития речевых проблем может начаться, когда ребенок еще и не родился. Причин  тому несколько:
- заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, диабет) и общие заболевания, требующие лечения;
- наследственность;
- курение во время беременности, употребление алкоголя;
- различные психические травмы у ребенка (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, тяжелая семейная ситуация);
- общая физическая слабость организма ребенка, незрелость, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

Дефекты речи

Принято выделять несколько типов речи у детей:
Дислалия : у детей хороший словарный запас, ребенок правильно строит предложение, но неправильно произносит несколько звуков.
Дизартрия: ребенок говорит «смазано», нарушен ритм, интонация и темп речи.
Ринолалия: нарушен тембр голоса, который  приобретает «носовое звучание».
Заикание: нарушен темп, ритм, плавность речи, ребенок вынужденно делает остановки в говорении, повторяет отдельные звуки или слоги.

Если ребенок проявляет повышенную активность и интересуется окружающем миром, пытается задавать вопросы и что-то рассказывать, таких детей называют «говорунами».   Малыши- говоруны легко осваиваются в новой обстановке.  Детей, которые поздно начинают говорить, но без дефектов, называют «молчунами». Этим малышам важно, чтобы их слушали и понимали. Однако, если «молчун»не начал говорить к 2-3 годам, лучше обратиться к специалисту.
В любом случае, не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.

Бесплатные советы:

Учитель - логопед Савченко Татьяна Олеговна
В последние годы потребность в логопедической помощи существенно возросла. Причин тому несколько, это и ослабленное здоровье детей (любое общее или нервно-психическое), недостаточное внимание к речевому развитию в семьях  и эксперименты в сфере дошкольного и школьного образования. На каждом возрастном этапе существуют определённые показатели нормального развития ребёнка, в том числе и речевого. Можно с ними познакомиться через специальную литературу,  через интернет, но эффективнее всего, чтобы вашего малыша с самого раннего возраста наблюдал и «вёл» специалист. Самое главное не ругайте ребенка за речевые ошибки, не ждите, когда малыш подрастет и не сравнивайте его с другими детьми. Займитесь укреплением здоровья ребенка, развивайте познавательный интерес, замените телевизор живым общением, чаще читайте вслух книжки. Помните о том, что дети овладевают речью по подражанию, поэтому следите за своим произношением и культурой речи в семье. Помните, недостатки  в речи детей возможно устранить только при  помощи специалиста.


Проверь себя
Тест: стоит ли идти за помощью к логопеду.
В три месяца ваш ребенок:

• Вздрагивает при внезапном звуке?

• Умеет издавать звуки?

• Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?

• Улыбается вам в ответ?

• Узнает голос матери?
Если хотя бы на один из вопросов вы ответите «нет», рекомендуется обратиться за помощью к логопеду

Анекдот в тему
Ваш ребенок не разговаривает?
Может ему просто не с кем поговорить?