16 августа 2016, 15:24

Большая перестройка: Зачем консерватории спортивный зал?

Ректор Петрозаводской консерватории рассказал о начинающейся реконструкции здания вуза и российско-китайских отношениях в одном отдельно взятом общежитии.

Петрозаводскую консерваторию закрыли. Но поводов для грусти нет. Вуз снова готовится к масштабному ремонту, в рамках которого пятиэтажное здание вырастет до шестиэтажного. Буквально в первых числах августа воплотился в жизнь еще один масштабный музыкальный проект: международный конкурс имени Александра Глазунова, который в будущем может встать в один ряд с легендарным конкурсом имени Чайковского. И таких грандиозных планов у руководства музыкального вуза почти по каждому направлению. О чем мечтают и над чем работают главные музыканты нашего города? Об этом порталу «Петрозаводск говорит» рассказал ректор петрозаводской консерватории имени Глазунова Владимир Соловьев.

- Последний раз здание консерватории переживало ремонт в 2011 году. Через три года у вас снова реконструкция. Как вам удалось снова найти деньги на реконструкцию, тем более в кризисный период?

- Консерватория готовится к своему 50-летию. Аккредитационные требования с каждым годом становятся все жестче. Теперь каждый вуз должен иметь  спортивные помещения и дополнительные площади для занятия студентов. Мы зацепились за эту идею, чтобы получить средства на реконструкцию с увеличением общей площади на 1,2 тысячи квадратных метров. В России в инвестиционную программу в этом году вошли всего три консерватории: Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

- Насколько я знаю, действующее здание консерватории на улице Ленинградской  изначально было временным...

- Да, вообще-то это здание строилось как общежитие петрозаводского музыкального училища. Когда в 1967-м открылась консерватория, то первый год она делила помещения с училищем на улице Свердлова, а на следующий год вуз временно переехал в отстроенное общежитие на Ленинградской. В 1970-е был прекраснейший проект — шестиэтажное здание в форме шестигранника, которое должны были поставить на месте, где сейчас находится гипермаркет «Лента». Но, к сожалению, эти идеи не удалось воплотить в жизнь ни одному из ректоров.

Так Петрозаводская консерватория выглядела до реконструкции 2011 года. 

- А какие главные недостатки у этого здания?

- Самый  большой минус - это то, что у нас низкие потолки, которые влияют на акустику в классах. Но мы сделали отличный концертный зал с великолепной акустикой, нам удалось исправить в этом плане и малый зал. Но помещений по-прежнему не хватает. Собственно, поэтому и родилась идея пристройки шестого этажа, где уже предусмотрены современные аудитории и спортивный зал, а также научная библиотека. Там же будет располагаться оперная студия.

Большой зал ...

...и малый

- Кто взялся за воплощение проекта реконструкции?

- Мы хотели, чтобы работами занималась местная строительная компания, но, к сожалению, в рамках предложенной суммы никто не согласился. Нам выделили примерно 139 миллионов рублей.  В итоге подрядчика определил конкурс, который проводила Северо-Западная дирекция по строительству и реконструкции. Компания «Атлант», которая стала победителем, достаточно солидная, с моей точки зрения. Она строила Байконур, а в Карелии работает еще и в Кижах. 

- А куда переедут студенты с преподавателями и, самое главное, рояли на время ремонта? Где теперь находятся инструменты?

- Занятия студентов будут проходить в музыкальной школе имени Гельмера Синисало. В утренние часы их классы свободны. Кроме того, к себе нас пустит Республиканская специализированная школа искусств. Еще арендованы помещения на набережной Варкауса, а администрация расположится в бывшем здании Управления землеустройства.

- А что будет с концертным залом? Его тоже закроют?

- Нет, он будет функционировать. Там, кстати, будут проходить репетиции наших оркестровых коллективов.  Если вы сейчас туда зайдете, то увидите удивительную картину: вся сцена уставлена роялями. Вместе стоят около 35 штук, помимо тех двух концертных «Стенвеев», на которых играют со сцены.

- То есть  консерватория сейчас осталась без роялей?

- Нет, есть инструменты, которые просто невозможно вывезти. Их мы будем накрывать саркофагами, чтобы сохранить в приличном состоянии.

- С какими результатами консерватория подходит к своему юбилею?

- Много о чем можно говорить. Мы одни из первых среди музыкальных вузов России успешно прошли аккредитацию, имеем все уровни подготовки, включая аспирантуру и ассистентуру-стажировку.  Кроме того, сейчас в консерватории активно развиваются международные связи. Прежде всего, уже подписан договор о сотрудничестве с Шанхайским педагогическим университетом, в рамках которого китайские студенты будут обучаться на базе нашей консерватории.

Кроме того, у нас есть соглашения с финскими учебными заведениями — с хельсинской Академией музыки, с образовательными учреждениями Куопио и  Кухмо.  Мы давно сотрудничаем с консерваторией в Тромсё в Норвегии. Подписан договор и с консерваторией во Флоренции, в рамках которого в Италию ездил наш симфонический оркестр, а их сторона привозила в Петрозаводск академический хор. Подписано соглашение с белорусской Академией музыки.

- Что дают эти соглашения?

- В основном это соглашения о подготовке студентов на базе нашей консерватории. Кроме того, это обмен: они приезжают к нам с концертами, мастер-классами, мы — к ним. Что касается  главного проекта с Шанхаем, то ряд наших выпускников приглашают туда жить и работать.

Фото Ирины Ларионовой - gazeta-licey.ru

- Расскажите немного о китайцах, которые приезжают учиться в Карелию. Какие они студенты? Они конкурируют с нашими абитуриентами?

- Студенты бывают разные, как российские, так и китайские. Но если говорить в целом, то уровень подготовки у восточных абитуриентов зачастую ниже. Это связано с тем, что  российская музыкальная система образования одна из самых лучших в мире и предполагает три ступени обучения: школа, училище, вуз. Ребенок начинает с 6-7 лет, а к 18 годам он уже должен владеть виртуозной техникой. В консерватории музыкант уже лишь совершенствует свое мастерство. В Китае, например, такого нет, а детей чаще учат музыке в частном порядке на платной основе. Когда они поступают к нам, то, конечно, многие проигрывают  российским студентами.

В то же время китайские студенты очень трудолюбивые и все быстро схватывают. К концу программы обучения они достигают уровня консерватории, так что нам не стыдно их выпускать.

- Сколько студентов из Китая сейчас учится в консерватории?

- Порядка 80 человек. Все они прошли отбор сначала в Шанхае, а затем сдавали экзамены здесь. Но хочу сказать, что в нашей консерватории сейчас есть и студенты из Колумбии, Коста-Рики, Таджикистана, Эстонии, Беларуси. Надеемся, что приедут и из других стран. Наша концепция развития до 2020  года предполагает, что наш вуз  станет международным и войдет в пятерку лучших по России.

- Вернемся к китайцам. А как педагоги решают проблему языкового барьера?

- Русский язык студенты начинают учить еще в Китае. Здесь мы по этому вопросу сотрудничаем с университетом. Проводить занятия по специальности для  исполнителей  легче: ученику можно напеть или просто показать на инструменте, что нужно повторить. А вот читать лекции по теоретическим предметам в этом плане сложнее. Чтобы их понимать, нужно знать язык. Но, как я уже сказал, консерватория стремится к международному статусу и это обязывает учить языки и педагогам. В следующем году открываем для них спецкурсы английского.  

- Какие направления их больше всего здесь интересуют?

- В основном  инструментальные. К нам приезжает много пианистов, есть струнники и духовики. На народном отделении учатся баянисты и аккордеонисты. Плюс вокальное искусство. Музыковедов пока нет, но для обучения на теоретическом отделении, конечно, нужно владеть русским языком на очень высоком уровне.

- Ну а в целом, хорошо китайцам в Карелии?

- Когда я их спрашиваю, говорят, что хорошо. Единственное, у них есть проблемы с порядком. Когда технички приходят убираться в секции, где они живут, то там очень много грязи. Наверное, в Китае за студентами убирают родители. Там другое воспитание.

- У консерватории появился новый большой проект – Международный молодежный конкурс музыкального и хореографического искусства имени Александра Глазунова. Есть у вас еще проекты подобного уровня?

- На данный момент у нас каждая кафедра проводит свои международные конкурсы, в том числе и известные среди музыкантов «Серебряные звуки» для духовиков и «Кубок Севера» имени Альбина Репникова, нашего карельского композитора, для исполнителей на народных инструментах, международный конкурс имени Фредерика Шопена. Стоит отметить, что благодаря тому, что у нас появился прекрасный концертный зал, в нем проходят два крупных музыкальных события Карелии. Это известный международный фестиваль «Белые ночи Карелии», который возглавляет Виктор Горин. Другой фестиваль создан уже по нашей инициативе — это «Онежская музыкальная зима». Успокою любителей музыки нашего города: все крупные музыкальные события состоятся в положенное время, несмотря на реконструкцию консерватории.

- Как вам удается все это сделать в сложных условиях?

- Есть команда профессионалов, которые уже давно работают в консерватории и по настоящему любят свое дело, есть и новые люди, которые пришли работать в консерваторию и влились в наш коллектив.