22 июля 2013, 11:39

На острую косу много сенокосу

На острую косу много сенокосу

Сенокосная пора: жарко, легкие грабли, пушистое сено, река рядом – одно удовольствие. Хуже, если среди травы есть осока – сенокос на «болотине» превратится в муку. В молодости моя мама и тетушка весь свой длинный северный отпуск делили на две части – меньшую проводили где-нибудь в Гаграх, а большую – на сенокосе в родной деревне. С утра вся семья отправлялась на покос, косили вручную, по старинке, и любые рабочие руки очень ценились. Ворчали только на деда, человека совестливого и щепетильного, а оттого бравшего себе самые неудобные покосы – дальние, гористые и мокрые. Уже и своя корова, и овцы были обеспечены сеном, а дед все гонял и гонял родных на сенокос. Потому что советскому колхознику, чтобы заработать что-то сверх своей мизерной зарплаты, было дозволено запасать и продавать сено совхозу.

Если еще в 80-е вокруг деревни выкашивалось все подчистую, то сейчас, при малочисленности жителей, содержащих скот, покосы выглядят большими лужайками среди высоких зарослей травы. А как выглядел сенокос лет сто назад?
Прадеды наши относились к сенокосу как к празднику. Начинался он с 12 июля, с Петрова дня, и в первый день крестьяне выходили на покос в лучших своих нарядах, под песни. У женщин для этого события даже существовала особая одежда – сенокосные (покосные) рубахи, яркие, с богатой вышивкой и преобладанием красного цвета. Ведь начало сенокоса было не просто началом заготовки корма скоту на всю долгую холодную зиму, от него зависело благосостояние крестьянской семьи в предстоящем году.


Рубаха-сенокосница. Д. Гарь, Каргопольский уезд, Олонецкая губерния. Конец XIX в. Национальный музей Республики Карелия

Главной причиной того, что крестьяне держали скот, было не столько молоко и мясо, которые они получали от него, сколько навоз — лучшее удобрение в условиях трехполья. Чем больше коров в хозяйстве, тем плодороднее почва на поле. Самое среднее хозяйство в Олонецкой губернии содержало 1 лошадь, 2 коровы, 3 овцы, а это требовало не меньше 10 тонн сена на всю зиму. Даже те, кто уходил на заработки из дома, старались вернуться на сенокос и помочь семье. Работали с утра до вечера, не делая поблажек даже беременным женщинам, и оставляя в деревне лишь малых детей под присмотром немощных стариков.

Первый пучок скошенной травы следовало заткнуть за пояс, чтобы не болела поясница от работы. Другим действенным способом сохранения работоспособности поясничного отдела считались кувырки через голову: при первом весеннем громе каждый должен был проделать это нехитрое упражнение.

Итак, все уходят из деревни на сенокос. Но где косить? Обширных лугов всегда недоставало и приходилось устраивать пожни в лесу, по берегам озер и даже на болотах. Косили в основном короткими косами-горбушами, низко наклоняясь и делая взмахи в обе стороны. Горбуши особенно пригождались там, где приходилось окашивать деревья, пни, камни.


На сенокосе. Архангельская губерния. Фотография Н. Шабунина. 1906 г

Более знакомые нам косы-стойки с рукоятями в рост человека появились на Севере позже – их длинные «косьевища» давали возможность косцу делать значительный размах и срезать траву широкой полосой. Такие фабричные косы еще называли «литовками» — отлитыми из стали. В экспозиции Национального музея можно посмотреть и горбушу, и стойку – с очень изящными рукоятями, сделанными из естественных изгибов дерева. Здесь же можно увидеть косу «lysi» — переходный тип, нечто среднее между горбушей и стойкой.


Косы: 1 – коса-горбуша; 2 – коса lysi; 3- коса-стойка. Национальный музей Республики Карелия

Кадры финской хроники 1920-30-х годов запечатлели моменты косьбы горбушами: если поле не особенно каменисто, то косы высоко взлетают вверх, вскидывая скошенное сено в воздух…


Косцы в поле. С. Сенная Губа, Петрозаводский уезд. 1926 г. Авторы Ю.М., Б.М. Соколовы. Национальный музей Республики Карелия

Косить старались с раннего утра, пока не сошла утренняя роса. Во время косьбы косцу приходилось не один раз править косу – возвращать остроту лезвию. Делалось это двумя способами. Самым дешевым и экономичным было использование деревянной лопатки-правилки с насечками. Ее мочили водой и посыпали песком – получался примерный аналог более дорогого способа правки, с применением точильного бруска (оселка). Если такую лопатку любой хозяин мог сделать сам, то брусок надо было покупать.


Правилка для косы. Д. Песчаное, Пудожский уезд, Олонецкая губерния. Начало XX в. Национальный музей Республики Карелия

Для большей остроты русское население Карелии отбивало косы, а карелы предпочитали точить их на специальных станках. Это, конечно, делало срок службы косы более коротким, но не останавливало людей, живших в краю, где озерной и болотной руды было всегда вдоволь и железо не было такой уж большой редкостью, хоть и стоило денег.


Точение косы на станке. Архангельская губерния. Фотография Н. Шабунина. 1906 г

Если косьба преимущественно была мужской работой, то на долю женщин выпадала обязанность сгребать, ворошить и переворачивать сено граблями. Женщину, которую нанимали на работу по сгребанию сена, так и называли – «грабея». Высохшее сено сгребали в кучи и вдвоем подносили на длинных шестах к будущему стогу-зароду, где мужчины метали и уминали его. Подавали сено наверх деревянными вилами.
В землю вертикально втыкали высокие жерди-стожары, которые служили основой зарода. Смётанные высокие зароды подпирали кольями, а чтобы ветер не разнес сено, поперек стога перекидывали длинные гибкие жерди, связанные попарно. В средней Карелии после уборки сена хозяин кланялся на все четыре стороны и говорил: «Ветер дуй мимо, солнце пеки прямо!». В северной Карелии употреблялись и такие слова: «Сено в стог, мышей к лешему, крыс за ними, зайцы следом, оленей пусть дьявол унесет».

Интересной особенностью северных сенокосов было то, что заготовленное сено оставалось в лесу на зиму, и вывозили его оттуда по мере необходимости зимой на санях. Поэтому стога, для лучшей сохранности сена и защиты от дождей, имели высокую и длинную форму, сужаясь кверху.

В Карелии широко были распространены артельные, то есть общественные покосы: косили их всей деревней, сооружая из заготовленного сена огромные зароды – длинные стога высотой до 3 и длиной до 35 и более метров. Количество сена между жердями, стоящими в основании стога, называлось «зáколинами». Ими делили общий стог на части, причитавшиеся каждой семье: вес заколины мог достигать полутонны.
Помимо общественного покоса, у крестьян могли быть и свои частные, на лесных полянах. Кроме сена в качестве корма для скота женщины и дети занимались заготовкой листьев рябины, березы, ивы, срубая ветки ножами-косарями. Эти настоящие карельские «мачете» могли называться по-разному – kassari, кóсорь, кóсор, косура, и часто украшались зарубками и насечками на металлическом лезвии.


Косарь — нож для рубки ветвей. Лодейнопольский уезд, Олонецкая губерния. Конец XIX в. Национальный музей Республики Карелия

А всем, кто только собирается иметь дело с сенокосом (вдруг решите поучаствовать в фестивале сена в Спасской губе), совет: не экспериментируйте с граблями в надежде, что получится увернуться… Целее будете.


Метание стога. Первый фестиваль сена Senofest. 2011 г. С. Спасская Губа, Кондопожский район. Автор Д.Н. Кузнецов

Национальный музей Карелии