10 декабря 2012, 11:00

Мерина украдем, а сани сделаем сами

Мерина украдем, а сани сделаем сами

В юности, на заре двухтысячных довелось мне поработать смотрителем на Кижах. Передавая мне «объект», дом Елизарова, мой многоопытный (уже месяц отработал) коллега важно сказал: «А теперь я покажу самый главный предмет в доме. Его надо стеречь особо тщательно, потому как все норовят его утащить». И показал на сарае трехметровую деревянную колоду со странными выемками, которую и три мужика-то с трудом бы подняли. «Это бало, для гнутья полозьев саней».

Ежедневное наблюдение в час пик за вереницей автомобилей, ползущих по проезжей части медленнее меня, пешехода, навело на мысль – ну чем не санный поезд? Скорость почти та же, только вместо лошади — лошадиные силы, вместо конского запаха – аромат бензина, да кресло с подогревом. И аналогии на этом не заканчиваются…

Сани на Севере были одним из самых древних и распространенных видов транспорта. Ездили на них не только зимой, но и весной, и летом.


Сенная площадь. Г. Петрозаводск. Фрагмент почтовой карточки. Начало ХХ века

Чем севернее, тем меньше шансов у путешественника было встретить телегу в Карелии. Почвы у нас каменистые, и два крепких полоза были предпочтительнее ненадежных колес. Зимой, когда устанавливался гладкий санный путь и замерзали реки и озера, образовывались готовые «проспекты» для путешествий.
Сани могли быть разных видов и назначений. Были грузовые «дровни» или ласково «дровеньци», на которых перевозили бревна, сено, дрова, набирая веса до 20 пудов, то есть больше 300 кг.


На лесозаготовках. Почтовая карточка. С фотографии В.И. Иванова. Издание Карельского государственного музея и Общества изучения Карелии. 1920-е годы

Длина грузовых саней достигала 2.5 метров, а ширина была небольшая – всего около 80 см, поэтому для того, чтобы взять «на борт» больше груза, на сани устанавливалась деревянная рама «пяла», которая покрывалась решеткой из переплетенных веток или лучины («сарга»). Если возили землю или навоз, то на санях устраивалась ящик и, при выгрузке, сани переворачивали вместе с грузом с помощью рычага.

Иногда на полозья саней набивались железные полосы — «подрез» или «тормаз», а при спуске с горы применяли тормоз-кольцо, сплетенное из березовой ветки, которое крепили на полоз.

Шире дровней были «розвальни» — более легкие и универсальные сани. Их использовали не только для перевозки грузов, но и поездок, для чего сани снабжались «креслами», где можно было сидеть и лежать.


Сани. Фотография И.А. Никольского из книги «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии», 1905 год

Когда поездка занимала несколько часов или суток, возница правил санями, а пассажиры закутывались в тулупы и накрывались меховыми одеялами, совершая путешествие лежа. Представьте – зима, темно, фыркает лошадка, скрипит снег, под овчиной тепло, только вот в лесу где-то волки и мороз трещит…
Только для поездок предназначались сани-пошевни (в Заонежье их называли «гулярные» сани) – короткие, всего до полутора метров длиной, с круто загнутыми концами полозьев. В них помещалось всего двое человек. Поскольку такие сани «презентовали» владельца, то и санному «тюнингу» уделяли пристальное внимание — спинку, бока и снегозащитный щиток затейливо украшали резьбой и расписывали. Была своя мода на цвета: синий, зеленый, красный, в последние десятилетия XIX века желтый цвет сменил модный черный… Не забывали и об «аэрографии», предпочитая растительные орнаменты.


Сани выездные. «Санник». 1929 год. Мастер И.Ф. Русаков (деревня Ботвинщина, Медвежьегорский район). Принадлежали Я.И. Климову. Национальный музей Республики Карелия

Богатые крестьяне Заонежья имели одноместные гоночные санки, на которых выезжали кататься по льду – устраивали гонки во время зимних ярмарок. Такие небольшие санки были менее устойчивы, и местные Шумахеры иногда рисковали жизнью в азарте соревнования.

В отличие от современных автомобилей сани были более дешевы: от 2 рублей до 45 с подушкой и пружинным сиденьем. Ведь использовались самые простые материалы из соседнего леса: полозья делались из березы, детали связывались тонкими черемуховыми стволами, еловыми ветками. Полозья обтесывали, парили в русской печи и ставили на сарае гнуться в специальный станок — упоминавшееся выше «бало» (paininpuw по-карельски). После этого заготовки сушили прямо в избе, где в стену были вделаны особые жерди, предназначенные для сушки полозьев.

Немного о Правилах дорожного движения, вернее поведения. Как и сейчас, поведение человека на дороге регулировалось – только не ГИБДД, а устоявшими за столетия правилами и запретами, передававшимися от отца к сыну. И попробуй нарушить — при том, что ни одного носителя полосатого жезла в округе не сыскать. Внутреннее «нельзя», крепко сидящее в голове водителя, лучше всякого заученного на курсах вождения.


Почтовая гоньба в Кемском уезде Архангельской губернии. Рисунок 1870-х годов

Получилась вот такая «Памятка Водителю», основанная на народной мудрости (по материалам известного карельского этнографа К.К. Логинова):

1. Нельзя ехать куда-либо натощак – непременно выпейте чашку чая или съешьте кусок хлеба.
2. Родные провожают вас словами «Господи, благослови!». Отвечайте: «С Богом».
3. Нельзя разглашать цель поездки, чтобы не сглазили.
4. Если встречный человек спрашивает «Куда едешь?» или «Что везешь?», отвечать надобно уклончиво: «На Кудыкину гору!» или «Дрова», в то время как воз нагружен сеном. Ответ, содержащий истину, может вызвать поломку транспортного средства.
5. Нельзя хвастать, что быстро доедешь. Это может вызвать непредвиденные задержки или даже смерть.
6. Без надобности не следует громко материться, но на участках дорог, где «чудится», то есть мерещится явление покойников, лесных духов, наоборот, это следует делать и как можно громче.
Что-то в «Памятке» полезно, что-то слегка устарело, что-то применять чревато административными взысканиями — сами решайте! В любом случае: хорошей дороги!

Национальный музей Карелии

Подписи к фото:

1. Сенная площадь. Г. Петрозаводск. Фрагмент почтовой карточки. Начало ХХ века.
2. На лесозаготовках. Почтовая карточка. С фотографии В.И. Иванова. Издание Карельского государственного музея и Общества изучения Карелии. 1920-е годы.
3. Сани. Фотография И.А. Никольского из книги «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии», 1905 год.
4. Сани выездные. «Санник». 1929 год. Мастер И.Ф. Русаков (деревня Ботвинщина, Медвежьегорский район). Принадлежали Я.И. Климову. Национальный музей Республики Карелия.
5. Почтовая гоньба в Кемском уезде Архангельской губернии. Рисунок 1870-х годов.

Календарь-Викторина:

7 декабря (24 ноября по старому стилю) отмечался день Катерины сáнницы – святой великомученицы Екатерины. В этот день все – и стар, и млад непременно должны были прокатиться на санях или скатиться с горы на санках. Почему они это делали?

Присылайте свои варианты ответов на наш адрес viktorina@vedkar.ru и вы сможете выиграть приз из коллекции уникальных круп и бобовых со всего мира от карельского производителя — компании «Ярмарка»!

Чего там у них только не бывает: и традиционный турецкий булгур, и марокканский кускус, и итальянский рис Нероне, растущий в единственном месте на Земле, и перуанская киноа, и азиатский красный рис и многое другое. Также есть вкусные рецепты народов мира; есть и первое, и второе; различные ризотто и супы.

Победитель предыдущей викторины

А победителем прошлой викторины стал Александр Дроздюк, который первым прислал ответ, да еще и самый полный — как потом выяснилось.

2 декабря (19 ноября по старому стилю) отмечали день Авдея Радетеля. На Авдея хозяину дома нужно было постучать обухом топора по всем дверным косякам и оконным рамам. Зачем это делалось? Русские люди святого Авдея-Пророка прозвали Радетелем, так как верили, что он покровительствует домашнему хозяйству и семейному благополучию. В день памяти св.Авдея хозяину дома обязательно нужно было постучать обухом топора по всем дверным косякам и оконным рамам. Этот обряд был связан с верой крестьян. По поверью, это нужно было делать зетем, чтобы воспрепятствовать нечисти пробраться в дом. Также в этот день люди опасались выходить на улицу, так как считалось, что повышается опасность заболеть. «Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет».

Поздравляем Александра и приглашаем к нам в редакцию за призом!