18 октября 2013, 12:02

Современные «петроглифы» множатся в Приладожье

Современные «петроглифы» множатся в Приладожье

Странные изображения на скалах появились в Приладожье. Как оказалось, их создает при помощи акриловой краски мастерица из Приозерска – Елена Лазарева. Нарисованные кошечки, птички, собачки вызвали бы умиление в черте города, но никак не в дикой природе. Одно дело — наскальные изображения первобытных художников, и совсем другое – грубое и искусственное вмешательство в и без того целостный пейзаж.

Вопрос о том, искусство это или нет – не стоит. Скорее надо понять — как это приостановить? Отмыть такие картинки очень сложно, особенно учитывая факт, что автор заботливо покрывает их лаком , да и «творит» в диких уголках, добираясь туда на моторной лодке. Пока это только район Ленинградской области, но ведь оттуда недалеко и до Карелии.

Активисты уже распространили о ней информацию в интернете и даже попытались вразумить в личной переписке, но ничего, кроме агрессии в свой адрес, не добились.

Мы решили узнать, что думают петрозаводские специалисты про эти «художества».

Дмитрий Рыбаков, председатель Ассоциации «Зеленые Карелии»:

Определение одно — вандализм. Если варварство происходит на особо охраняемой природной территории, то «художница» должна отвечать по закону. Если же это «обычные» скалы, то она такая не одна. Этим же занимаются малообразованные, маловоспитанные и малокультурные люди, которые даже иногда могут называть себя туристами. Ну, помните: «Здесь был Петя!» (хотя лучше бы не было…)

Мария Юфа, искусствовед, директор Выставочного зала:

Конечно, только по фото трудновато судить в целом об этом явлении. Тем не менее, по сравнению с гигантскими вездесущими автографами отечественных туристов-гопников это изображение смотрится вполне скромно и безобидно. Нельзя сказать, что это очень перспективное и нужное начинание, но большого ужаса подобные творческие высказывания у меня лично не вызывают. Думаю, пара-тройка зим и всё это с камней сойдёт или по крайней мере приобретёт более естественный руинированный вид — то есть будет переварено природой. На самом деле СМИ зря делают амбициозному автору рекламу, вдохновляя новых неразумных её последователей. В целом, конечно, чем меньше следов человека в дикой природе, тем лучше.

Нелли Григорьева, художник-график:

Почему интимное в нашей жизни стало общественным, разве в обществе потребления всё должно быть на потребу всем? Почему написать признание в любви на асфальте круче, чем старомодные письма, стихи и признания на ушко? Почему надпись «Спасибо вам, учителя!» на асфальте предпочтительнее, чем рукописные альбомы, коллективные коллажи-картины от учеников, видеоклипы и компьютерные презентации, или театральные постановки, память от которых сохранится значительно дольше, чем до нового слоя асфальта в школьном дворе. Почему графика и живопись из станковых форм переходит в «назаборное» пространство? Никто не отменяет монументальные формы искусства — фрески и росписи внешних стен и внутреннего пространства зданий, но (!) с учётом специфики и тематического направления последних. Конечно, написать на асфальте или заборе быстрее и особой фантазии не требует, а главное — сколько зрителей! Это, пожалуй, единственное объяснение происходящему: амбиции, помноженные на отсутствие культуры, культуры во всём, в отношениях, в чувствах, в восприятии окружающего мира. Такое объяснение приходит в голову, когда видишь подобные «шедевры» человеческой мысли на древних скалах в заповеднике Кивач, на природоохранном объекте «Чёртов стул». Россия большая, всё не огородишь, под охрану не возьмёшь. И, если асфальт стерпит, а заборы когда-нибудь снесут, то природе приходится особенно туго — кто её отмоет-отскребёт, чтобы последующим поколениям можно было смотреть на её естественную красоту без акрилового макияжа «романтиков с большой дороги»? Может быть, стоит разобраться в собственных головах?

Например, определить границы искусства и вандализма. Было бы неплохо автору задуматься над тем, где она это делает, не в своей квартире-мастерской картинку пишет, что входит как раз в область интимного и последующего диалога художник-зритель, а в жажде, видимо, вселенской славы, расписывает ладожские скалы, считая, вероятно, что в природе чего-то не хватает для полного совершенства и гармонии, а это уже вопрос амбиций и искажённого мировосприятия. Есть такое понятие — «геростратова слава» — позорная известность тщеславных людей, добивающихся славы любой ценой, вплоть до преступления. Когда неизвестные миру «доброжелатели», пользуясь отсутствием контроля и полноценной охраны памятников первобытного искусства петроглифов, с оглядкой через плечо, приписывают и пририсовывают им «недостающее», по их мнению, — они обычно в курсе, что занимаются вандализмом и стараются не озвучивать своё авторство, а вот художник из Приозерска решила, что её «котики» и «птички» — это нечто особенное и страшно необходимое для Приладожья, сил не жалеет, красок, чтобы внести в мир немного «гармонии».

И это уже серьёзно. Проблема эта выше существующего законодательства в области охраны природы, это проблема нашего сознания и нашей культуры. В каких рамках уместно художественное высказывание? Имеет ли право индивидуум распоряжаться общественным достоянием по своему усмотрению? Как соблюсти баланс и чувство вкуса, не внося разруху в окружающую среду? Это всё вопросы нашей духовной культуры и нашего сердца, его неравнодушия.