02 июля 2013, 11:25

Красота — страшная сила. Часть 2

Красота — страшная сила. Часть 2

Жарко. Берега озера и реки усыпаны телами загорающих. Северяне стойко приобретают загар, преодолевая все генетические сложности. О том, как изменились представления о красоте, мне напоминают слова моей бабушки, которая сказала как-то, наблюдая за нами, своими внучками, которые обсуждали, кто как загорел, да «сгорел». «Раньше, барышни лица под шляпы прятали, широкие такие, от солнца спасались, а нынче все по другому» — «А ты что, бабушка, барышень помнишь?» — «Так они в свое поместье через нашу деревню ездили, конечно, помню». В 1916 году моей бабушке было 10 лет, и я ей верю.

Но сегодня мы поговорим не о городских барышнях, а о тех девчонках, которые, разинув рот, смотрели на них с обочин деревенской дороги. Как заручиться с помощью магии успехом у противоположного пола, мы уже узнали, теперь поближе рассмотрим собирательный портрет «прежних» деревенских красавиц.


Деревенские девочки. Северная Карелия. Фото К. Инха. 1894 г.

Начнем с того, что представления о физической красоте соответствовали главной роли женщины в ее жизни: она в первую очередь должна была быть способной к материнству, крепкой, выносливой работницей. Нормальным было требование к женщине выполнять хозяйственные работы наравне с мужчинами, и редко какая жена уступала своему мужу в ловкости и силе. Соответственно, и красота в сознании наших прагматичных предков напрямую связывалась с физической силой девушки. За скобками оставим тот факт, что реалии крестьянской жизни требуют от автора называть девушек девками, а замужних женщин – бабами, но благозвучие в этом споре побеждает.

Итак, красивыми считались не анемичные создания, а «кровь с молоком», сильные, работящие девицы. Внешняя пышность, символизирующая здоровье и достаток семьи, должна была сопутствовать красавице. А так как дородностью в 18-20 лет могли похвастать не все, то и одевали на праздники по 2 сарафана, пышные нижние юбки, набивали белоснежные рукава рубах мятой бумагой…

Присмотритесь к народному костюму: не в русской традиции демонстрировать физическую хрупкость. Широкие сарафаны, расклешенные душегреи с толстыми складками сзади, шали размером со хорошую скатерть всячески скрывали женскую фигуру. Такая одежда хорошо скрадывает даже беременность молодухи до поздних сроков. А цель простая – меньше риска сглаза: злой человек не знает, хвалить ему или ругать красотку.


Заонежские девушки. 1920-е годы. Национальный музей Республики Карелия

В средние века иностранцы ужасались внешнему виду русских теремных затворниц, когда те выходили к ним. Они считали, что русские красивы, но портят себя неумелым и варварским наложением косметики – их лица напоминали маски из белил, румян и краски для бровей. Есть версия, что такой обычай был связан с защитой от дурного глаза…

деревенские красавицы сто лет назад не страдали от обилия косметики, а использовали ее в рамках приличия. В качестве подарков очень ценились душистая помада, пудра, румяна и мыло. Но чего стоит совершенно малообъяснимое с точки зрения современного человека свидетельство, что каких-то 200 лет назад карелки находили очень красивым чернить зубы… Хотя это могут быть отголоски еще средневековой моды, царившей на Руси. Было это модно и в средневековой Европе, и в Японии вплоть до начала ХХ века.

Какими же видели местных женщин путешественники сто лет назад? Вот собирательный портрет карелок, описанный учителем И.В. Оленевым, путешествовавшим по Карелии в первое десятилетие прошлого века: «Женщины, по сравнению с русскими, большего роста, имеют характерный высокий прямой лоб, светло-русые волосы, голубые глаза и продолговатое миловидное лицо; выражение лица кроткое, застенчивое и вдумчивое. Все они очень стройны. Походка плавная, гордая»


Карельские девушки. Северная Карелия. Фото К. Инха. 1894 г.

На карельских женщинах, покоренные их чувством собственного достоинства, женились заезжие городские интеллигентные кавалеры из города. Как отмечали путешественники, одно портило женщин того времени – следы оспы, свирепствовавшей в деревнях. Но среди самих крестьян это встречалось так часто, что не могло считаться за недостаток. Как выглядели оспинки? Присмотритесь к этой карельской девушке Оксении.


Оксения. Северная Карелия. Фото К. Инха. 1894 г.

Что оспа, другая напасть одолевала всех деревенских красавиц – загар. Но не ровный, о котором мечтают многие наши современники, а тот, что носит название «крестьянский», то есть, при котором загорали лишь открытые солнцу части тела – лицо, грудь и руки по локоть. Даже у наших северянок, не избалованных жаркими днями, к концу лета лица смуглели. И все бы ничего, но обычай носить головные платки, спасаясь от солнца и комаров, играл злую шутку и загар получался очень своеобразный… В праздники, когда платок меняли на девичий головной убор, картина могла быть, как на этой фотографии ниже.


Архангельские девушки. Фото Н. Шабунина. 1906 г.

В праздники девушки и молодые женщины старались выглядеть ярко и нарядно, надевая лучшие одежды и головные уборы. В течение одного праздничного дня девушка могла сменить несколько сарафанов, выставляя в лучшем свете себя и достаток своей семьи. Представьте вереницу разряженных в узорчатый штоф, шелк и парчу деревенских красавиц, головы которых увенчаны вот такими «корунами» (коронами, венцами). Излюбленным материалом для их изготовления был речной жемчуг, а какие веселые солнечные зайчики мог пускать такой головной убор!


Корона («жемчуга», «конура», «корунка») Конец XIX- начало ХХ вв. Пудожский уезд, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Бусы, браслеты, женские часики – все украшения, которые позволял семейный достаток, навешивалось на себя в праздники. Лишь с парикмахерскими услугами у девиц не было забот. Как известно, коса – девичья краса. Способы плетения кос были разнообразны, но все же уступали шедеврам, которые сейчас можно встретить на улицах. И к тому же, будем честны — не всем же везет с красивыми густыми волосами, и на помощь девушкам приходили широкие ленты, которые привязывались к косоплетке (ленточке, которую заплетали в косу). Они восполняли пышность головного убора.


Олонецкая девушка. Фото И.А. Никольского. 1905 г.

Современники отмечали, что карелы имеют неукротимую страсть к «форсу»: последний запас хлеба могла сменять модница на красивый кусок ткани, а парни часто щеголяли жилетами, с которых свисали цепочки от часов, даже если самих часов в кармане и не было, а дома у них было хоть шаром покати…

Национальный музей Карелии

Красота — страшная сила. Часть 1