ЖКХ не может жить по-старому, а люди не готовы платить по-новому
Впервые Конституционный суд Карелии ровно 20 лет назад рассматривал дело по жалобе гражданки, которая решила оспорить некоторые положения российской жилищной системы. Истица Галина Ерофеева из Олонца была против дифференцированной оплаты жилья. Также она не соглашалась платить за тепло в летние месяцы. В суде Галина Ивановна намеревалась оспорить решения Олонецкого районного совета. Депутаты там приняли постановление, по которому Галине Ерофеевой, да и всем жителям района пришлось платить за лишние квадратные метры. Кроме того, она не понимала, почему ей приходится платить за тепло круглый год, если оно идет в квартиры только зимой, да и то не так хорошо, как хотелось бы. Несмотря на доводы администрации о том, что так устроена система ЖКХ по всей России, Галина Ивановна направилась отстаивать права в суд, где представитель администрации Олонца только вздыхал.
Ущемления прав человека в том, что нужно платить, он не усматривал. Он пояснил, что, согласно реформе, районный совет разделил население на категории. В первую попали пенсионеры и инвалиды, с них за лишнюю жилплощадь никто денег не брал. Все остальные были обязаны платить. Суд интересовало – почему депутаты Олонца дали льготы только пенсионерам и инвалидам? Галина Ивановна устроила протест доступным ей способом. Она перестала платить по счетам после нововведения. Вернее, она платила по старому тарифу, ожидая решения суда. Она, и еще 15% жителей Олонца, не подписала договоры с администрацией на оплату коммунальных услуг и обслуживание. Кстати, в те годы в Олонце жители оплачивали только 40% услуг. Остальные 60% должен был оплачивать районный бюджет. Но денег на это в бюджете не было предусмотрено. В те годы у нас в стране вообще многие платили только часть тарифа, государство брало на себя остальные расходы. После того, как в 2005 году ввели монетизацию льгот, это прекратилось.
Так что судьи заволновались: если сейчас люди не в состоянии оплачивать даже 40% тарифа, как же переходить на оплату 90%? А ведь к этому в начале двухтысячных вели реформаторы ЖКХ – к тому, чтобы население начало платить полную стоимость. Представитель администрации района уверял, что всю реформу на плечи населения переложить нельзя. Пока убытки предприятий ЖКХ ложились на сами предприятия, все были в тупике. Система ЖКХ не могла жить по-старому. А жители районов и городов были не готовы платить полную стоимость услуги. Но эту проблему Конституционный суд Карелии решить не мог. А вот вынести решение по конкретному иску гражданки Ерофеевой был обязан. Все ждали: будет ли создан прецедент. Если решение вынесут в пользу истицы, желающих подать подобное заявление в суд, чтобы не платить по-новому, нашлось бы немало.
Журналисты в феврале 2002 года побывали в гостях у главного детского хирурга Карелии Игоря Григовича. Повод для встречи был более чем приятный. Известный врач был представлен к Ордену почета. Но узнал он об этом совершенно случайно – прочел новость в газете. Любая награда – вещь приятная. И прочитав в газете про Орден, Игорь Григович, по его собственным словам, испытал «чувство глубокого удовлетворения». Но главной своей наградой он все же считал не это: «Вот, например, неделю тому назад у меня была моя пациентка. Которую я оперировал в годовалом возрасте. Ей сейчас 35 лет. Она приехал просто со мной повидаться. Красивая молодая женщина. Медик. Мы с ней встретились, поговорили. Наверное, это самая большая награда».
Врач от Бога, хирург по призванию, профессор, писатель, поэт – это все о нем. За что бы ни брался Игорь Григович, везде он достигал высот. Выбрав однажды детскую хирургию, причем, благодаря жене, Игорь Николаевич стал одним из лучших специалистов России: «Она настоящий, я бы сказал – генетический педиатр. А я был общим хирургом. Работал со взрослыми. И она меня подвигла на эту специальность. Я ей очень благодарен». 2002 год, по признанию Игоря Николаевича, был для него особенно тяжел. Потому что он был переполнен юбилеями. 70 лет со дня рождения. 45 лет врачебной деятельности. 40 лет преподавания в университете. Но самым главным юбилеем своей жизни хирург считал золотую свадьбу, которую они с супругой отметили в 2002 году.
«В силу особенности своей профессии я дома бывал всегда очень мало. Но дома я всегда чувствовал, что это тыл, за который я спокоен, куда я прихожу всегда с радостью. Я знаю, что меня там любят, меня там обихаживают», - с благодарностью говорил Игорь Григович.
Карельская государственная филармония добилась большого признания своих заслуг на престижном Московском международном конкурсе «Окно в Россию». Этот конкурс был учрежден газетой «Культура». Благодаря ему зрители узнавали, в каких городах лучшие театры, библиотеки, музеи и филармонии. Золотой диплом, то есть первое место, получила Нижегородская филармония, давно признанная в стране. Частыми гостями там были звезды мирового уровня. «Мы прекрасно понимали, что первой премии нам не видать. Но я должна признать, если бы она и была, это было бы ненормально», - признала Ирина Русанова, директор филармонии. Но за четыре года наша филармония сделала огромный рывок, который мы назван высокой комиссией «космическим» и оценен по заслугам: «Мы – вторые после Нижегородской филармонии. Серебряный диплом! Второе место в России!»
Кроме того, наша филармония получила диплом и золотую медаль имени Дмитрия Сергеевича Лихачева. И премию – одну тысячу долларов. И это еще не все. Директора Ирину Русанову наградили Орденом «Знак почета: Общественное признание», и она призналась, что счастлива, и ни о каких других званиях не мечтает.
Таким было 10 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.