Предприниматели из района Карелии выразили озабоченность его судьбой

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 28 марта в 1999 году.

Ровно 20 лет назад в Олонце завершилась голодовка работников дошкольного образования, о которой мы уже рассказывали в нашей рубрике. Однако по-прежнему в районе обстановка оставалась напряженной. Известие о забастовке олонецких предпринимателей в конце прошлой недели быстро облетело всю республику. Напомним: это была реакция на введение местными властями повышающего налогового коэффициента.

Однако в процессе прений на местном рынке речь шла в том числе и о политике местной администрации. Глава Олонецкого филиала Торговой гильдии А.А.Васильев заявил: «Местная администрация, будем так говорить, работает на одного человека — на нашего мэра Василия Анатольевича Попова. Хоть он здесь в районе и отсутствует практически, приезжая лишь на сессии, но прослеживается определенная цель — он пытается, мне кажется, подмять под себя весь район».

Непосредственная связь фигуры главного местного начальника с фирмой «Ленторг» являлся стержнем недовольства. Так называемыми «лимитками» часть олонецких бюджетников была приписана к Ленторговскому магазину. По данным, приведенным на сессии местного совета, бюджетники получили в «Ленторге» в счет зарплаты продуктов на 700 тысяч рублей. «Создается ситуация, когда район становится должником «Ленторга». Что за этим последует, я думаю, нетрудно догадаться. Должник должен платить! Таким образом, имущество, собственность, находящаяся в ведении района, может перейти, сами понимаете, куда. В конечном итоге район объявят банкротом и распродадут. Первоначально речь шла лишь о том, что кормить «Ленторг» будет жителей района, бюджетников только в счет его платежей в местные бюджеты, арендной платы. Но когда сумма долга значительно возросла, почему-то появляются разговоры о живых деньгах. Ведь если платить живыми деньгами, то не проще ли тогда их выдать людям? И они тогда сами выберут, где им покупать», - сказал Васильев.

Цены в этом магазине в среднем заметно превышали общегородские. При этом по «лимиткам» несколько сотен олончан были вынуждены получать в «Ленторге» продукты. В том числе и воспитатели местного детского сада, которые на прошлой неделе в борьбе за свои деньги решились на крайнюю меру — голодовку. «У нас просто выхода нет, денег наличных нет, и неизвестно, когда дадут. От безвыходности мы идем в этот «Ленторг», - сообщили воспитатели. Уже на этой неделе женщины получили материальную поддержку. Правда, по линии «Красного креста».

И прекратили голодовку, убедившись, что власти района не намерены реагировать на их акцию отчаяния. Самое интересное, что бедствующие бюджетники оказались в ситуации, когда до царя в лице главы района — действительно, далеко: «Мы его даже в лицо не знаем. Кто у нас мэр в городе? Вот пойдем по городу, и если кто-то покажет, тогда мы будем знать, что это Попов. У него здесь даже кабинета нет. Мы пришли к нему принести заявление, я растерялась — где же кабинет? Нигде даже объявления нет — где сидит Попов. Нам сказали, что кабинета нет. Если уж сам Магоев сказал, что я его только два раза в год видел за всю его работу». И все же следы деятельности Василия Анатольевича Попова в районе были заметны. В Олонце хлебозавод был одним из самых устойчивых предприятий. И качество продукции на уровне, и налоги оно платило исправно.

51% акций хлебозавода находилось в муниципальной собственности. И вот самый главный «муниципал», то есть Василий Анатольевич, предложил передать это предприятие в управление некоей петрозаводской фирме, ссылаясь на то, что это позволит повысить его эффективность. «Если предприятие работает здесь, в Олонецком районе, а муниципалитет является главным акционером, то кто мешает здесь, на месте руководить своим пакетом акций и сделать так, чтобы он приносил доход здесь? Зачем передавать его кому-то в траст, если прекрасно можно наладить работу?», - удивлялся Васильев.

Вопрос о возможной передаче хлебозавода в частное управление должны были решать местные депутаты. Однако, никто не мог утверждать с полной уверенностью, что правила игры в данном случае будут соблюдены. Депутат районного совета С.В.Прокин заявил: «Последнее время у меня закрадываются сомнения, что этот вопрос будут решать депутаты. Потому что есть способы проведения такой операции и без депутатов. Но больше всего меня в этом беспокоит другое: как бы в конце концов путем хитрых операций, а Василий Анатольевич имеет к этому очень большие способности, не остались бы мы вообще без хлебозавода». И это не единственное, чем была озабочена местная оппозиция.

Хотя олончане составляли лишь 4% от числа всех жителей Карелии, целый район, согласитесь, большое поле для деятельности всякого рода. К оппозиции примкнули даже самые политически нейтральные силы. Особенно, когда речь зашла о возможном повторном избрании нынешнего главы. Уже покидая Олонецкий район под впечатлением от увиденного и услышанного, почему-то вспомнились слова политика-коммуниста Александра Степанова, который был корреспондентом газеты «Олония»: «Мы в Олонце уже к этому привыкли». Один мудрец сказал, что человек способен привыкнуть к любому яду, но надо ли привыкать — стоит задуматься.

Сотрудники Музея изобразительных искусств и государственной филармонии предложили любителям театра и просто посетителям новой выставки заглянуть в таинственный мир кулис. Если в число киношных оскароносцев, например, всегда попадают не только артисты и режиссеры, но и художники по костюмам с декораторами, то о театральных создателях спектакля такое скажешь не всегда. Эту ошибку решили исправить сотрудники Музея ИЗО и Карельской филармонии. На выставке, которая открылась в зале, были представлены работы тех, кто обычно скрыт за кулисами театра. Первое, что открывает пьесу и погружает зрителя в атмосферу спектакля после того, как поднят занавес, это декорация на сцене. Парадокс в том, что иногда талантливое художественное оформление живет гораздо дольше спектакля, к которому оно и создавалось. Экспонаты выставки о театральных кулисах тому яркий пример. Некоторые из представленных работ художников создавались в 1940-е годы. На вернисаже, который сам есть большой спектакль, можно было увидеть эскизы костюмов, реквизит, макеты декораций к постановкам разных лет из всех театров города.

Таким было 28 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.