В мэрии было решено кардинально перестроить рынки Петрозаводска
Ассоциация мини-рынков и городские власти пытались ровно 20 лет назад уйти от взаимных упреков и найти некое решение проблемы, которое устроило бы всех. В мире торговли нет ничего случайного. Если в свое время в Петрозаводске образовалось несколько так называемых мини-рынков, значит, это было нужно. Нужно прежде всего покупателю, а стало быть и бизнесу. Власть между тем постоянно пыталась заполнить бреши в бюджете с помощью торговцев, против чего они яростно протестовали. Отзвуки этой борьбы находили одобрение у покупателей: «Тот же хлеб, то же мясо, то же молочко — все тут подешевле. Ради бога, если это в ваших силах, помогите, чтобы рынки не убрали!» Несмотря на то, что рынки нравились многим, к их владельцам, как и к прочим коммерсантам, власти и население скорей относились с подозрением. Тем не менее, предприниматель на Руси уже одним фактом своего существования должен вызывать, как минимум, уважение. Об этом заявил директор рынка «Главный» Дмитрий Шеремет: «Это очень мужественный человек, который не взял у государства ничего, а своим трудом сделал. Прежде всего это можно сказать о директорах рынков, которые на свой страх и риск начали свое дело, ежегодно ведя борьбу за свой бизнес».
В те годы мини-рынки города — это около 1200 ларьков и павильонов, 1500 тысячи рабочих мест. Тогда там осуществлялось до 30% товарооборота в Петрозаводске. У городской власти (мэром в те годы был Андрей Демин) с владельцами рынков отношения складывались по-разному. Неприятным сюрпризом для последних в начале года стало решение мэрии о повышение арендной платы за землю более чем в 10 раз. Владельцев рынков оно заставило припомнить не столь уж отдаленные времена: «Пока мэром был Сергей Леонидович (Катанандов — прим.ред.), можно проследить динамику поднятия арендной платы за землю. Это было в пределах допустимого.
После смены власти в городе, арендная плата стала повышаться на 1330%»,- заявил И.В.Овчинников, директор рынка «Ягуар». От повышения стоимости аренды удалось отбиться с помощью антимонопольного комитета. В борьбе за мини-рынок на Ключевой, который решили то ли закрыть, то ли передать кому-то другому, пришлось привлекать общественность. А именно — Ассоциацию мини-рынков Карелии, которая действовала на территории республики с 1995 года. В борьбе с непредсказуемостью властей и «невменяемыми налогами» (имеется в виду новый на тот момент единый налог на вмененный доход, который вызвал шквал возмущений) предпринимательское сообщество сплотилось. «Хочется ответить — черта с два. Вот как мы отстаивали «Антоновский» рынок, так мы отстоим и любой другой», - предупредил Шеремет городскую власть.
Но в отделе торговли мэрии была своя правда. Не менее справедливая. Здесь считали, что рынки за аренду платят несравненно меньше того, что могли бы платить. Тогда арендная плата за землю составляет порядка 40-50 тысяч рублей в год. В то время, как, например, не самый дорогой муниципальный рынок на Ленинградской (сейчас там «Лента») только за месяц имел чистой прибыли до 100 тысяч. И в мэрии полагали, что рыночная система должна развиваться, становиться более цивилизованной. Причем, за собственный счет. «Должна быть какая-то ответственность у владельцев рынков перед горожанами. Они занимают городскую землю. И они должны благоустроить свою территорию для осуществления нормальной торговли», - заявил Д.А.Пономарев, главный специалист отдела по торговле мэрии. Условия перед мини-рынками поставили довольно жесткие. Необходимо было начать проектировать крытые рынки до 1 января.
Для того, кто только что озадачился происходящим, условия практически невыполнимые. Однако, что будет с теми, кто не успеет, в городской администрации говорили осторожно: «Не нужно вообще говорить такие слова, как «репрессии». Мы вообще-то здесь те самые люди, кто прежде всего должен думать о жителях Петрозаводска. О том, как они будут осуществлять покупки, и где они будут это делать. Поэтому говорить о каких-то репрессиях нет необходимости. Надо говорить о плодотворной сотрудничестве». Так или иначе о переоборудовании рынков задумались.
Появились и свои передовики. Недалеко от площадки Кукковского рынка осенью 1999 года уже велось строительство. Новый торговый комплекс должен был представлять из себя большое и симпатичное строение со всеми необходимыми подсобными помещениями и технологическим оборудованием (это сегодня «Добрыня»). Особенно радовались переменам продавцы на рынке. А покупатели даже обещали платить чуть больше за переход под крышу. Впрочем, владельцы рынков полагали, что цены вырасти не должны. «Рынки эти рассчитаны на то, чтобы принять наших сельхозпроизводителей, чтобы в дальнейшем снизить себестоимость продукции, и чтобы реализация нашей продукции проходила быстрее здесь, чем та, которую завозят»,- пояснил Ф.О.Ларионов, директор рынка «Кукковский», который, впрочем, и после открытия «Добрыни» никуда с места не сдвинулся, так как был в отдалении. Главное, что волновало тогда владельцев петрозаводских мини-рынков, это отсутствие гарантий, что завтра правила игры по воле тех или иных властей не изменятся. «Вот я выстраиваю торговый центр, вбиваю кучу денег туда, своих личных. Потом принимают новый налог, который становится невменяемым, и люди у меня уходят. И что я буду делать с этим зданием?», - резонно спросил О.В.Чистяков, директор рынка «Голиковский». «Дайте нам гарантии, и больше мы ничего практически не просим, не ставьте нам палки в колеса, и мы построим цивилизованные рынки», - заверил руководитель авторынка А.В.Шляпников. Конец раздорам должна была положить совместная программа развития мини-рынков, начальный вариант которой был предложен Ассоциацией мини-рынков республики. «Будем сейчас совместно создавать программу развития рынков с привлечением руководителей каждого рынка», - подтвердил Пономарев из мэрии.
Пока рынки не приносили в бюджет города огромных барышей, приходилось выкручиваться, чтобы, допустим, сделать дорогой подарок муниципальному учреждению к юбилею. 24 ноября 1999 года Петрозаводский медицинский колледж отметил свое столетие. Накануне это учебное заведение посетил мэр города Андрей Демин и вместе с директором колледжа Аллой Сорокиной обсудил те проблемы, которые стояли перед одним из старейших образовательных учреждений республики. В медицинском колледже в разгаре были каникулы, поэтому пообщаться Андрею Юрьевичу с представителями студенческого братства не пришлось. Однако мэр смело протянул руку одному из «новых учащихся», попавших в учебное заведение по программе ТАСИС — скелету человека. Подобные модели в колледже были наперечет. Поэтому его директор Алла Сорокина скромно намекала мэру, проводя для него экскурсию, что студенты были бы благодарны за новые тренажеры для отработки инъекций и искусственного дыхания. Вещи эти стоили недешево. К примеру, одна пластиковая рука для инъекций стоила около полутора тысяч рублей (больше зарплаты за месяц у медиков на тот момент). А таких рук надо было по меньшей мере 12. Андрей Демин ко всему прислушивался, но ничего не обещал. Единственное, что прозвучало — обещание разобраться в причинах отсутствия тепла. В некоторых аудиториях студентам приходится писать в перчатках (кстати, такое было во многих учебных заведениях в тот момент). И еще один подарок, о котором Алла Сорокина знала почти наверняка, это новый компьютерный класс: «Самая большая головная боль для нашего учебного заведения — это отсутствие компьютерных классов. Но я должна сказать, что в правительстве к юбилею колледжа нашли деньги, и нам компьютерный класс обещают». Для нормального образовательного процесса современной техники явно не хватало. Но надежда на то, что к юбилею она найдется, все же теплилась. Ведь не зря же за время своего существования колледж подготовил практически 90% медицинских кадров республики. Поздравляем нынешних юбиляров с 120-летием!
Таким было 8 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?