04 декабря 2018, 08:00

Политики Петрозаводска заявили, что шьют себе кепки как у Лужкова

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 4 декабря в 1998 году.

В начале декабря 1998 года в Карелию собрался приехать тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Были все основания полагать, что на грядущих президентских выборах 2000 года он найдет мощную поддержку в Карелии. Политик, директор хлебозавода «Сампо» Владимир Собинский сообщил, что в столице Карелии было учреждено местное отделение всероссийского движения «Отечество», лидером которого был как раз Лужков. В списке учредителей региональной организации «Отечество» поначалу числилось 11 человек. В основном предприниматели, но были и чиновники.

Впрочем, круг желающих участвовать, по наблюдениям Собинского, который и сам был одним из учредителей, был гораздо шире: «Мы сейчас ведем переговоры, и я думаю, что на этой неделе несколько политических организаций Петрозаводска и движений вступят в «Отечество». Большое количество, что даже нас немного удивило, уже сейчас заявлений о вступлении в организацию есть. Хотя мы массово пока не давали информацию в СМИ. Это говорит о том, что в ближайшее время это будет серьезная политическая сила в стране». Сомнения насчет традиционной нелюбви жителей провинции к богатой столице, а уж тем более к столичному мэру, по мнению руководителей карельского отделения, были не лишены оснований. Однако, с другой стороны московский достаток был ничем иным, как в том числе следствием реформ по-лужковски. «Он очень правильно и сейчас уже вкладывает в регионы России деньги.

Чем обусловлен, например, визит Лужкова в Карелию? Чисто экономикой. Он инвестирует в экономику Карелии, и Москва получит от этого отдачу, и Карелия тоже. На взаимовыгодной основе. Нам необходимы его инвестиции, и ему интересно, если он эти инвестиции делает не за рубеж, а в регионы России», - сообщил Собинский. Впрочем, он отметил, что организация, якобы, создавалась не к визиту Лужкова. Что же касается партийных лужковских кепок, то за такой мелочью дело не станет. «Шьются!» - уверенно сказал Владимир Георгиевич.

А в это время у входа в здание городской администрации торговцы городских мини-рынков провели стихийную акцию протеста. Поводом для выражения протеста работников мини-рынков послужил пресловутый разовый талон. «Вообще, нигде по всей стране такого разового талона нет. Только у нас в Карелии. Вот мы ездим за товаром — все над нами смеются. Нигде разового талона нет», - возмущались женщины.

Но у нас его отменять никто не собирался, наоборот, пошел разговор, чтобы повысить его стоимость. Возмущаться начали еще осенью, и вот к первым снегопадам добрались до мэрии, чтобы высказать свои возмущения чиновникам в лицо. По закону за талон нужно было платить 1% от минимального заработка, то есть в итоге 7 рублей 50 копеек ежедневно. Наши торговцы отдавали в казну 25 рублей каждый день. Ну а с 1 января 1999 года, согласно решению городской администрации, цена талона повышалась до 50 рублей. При этом особое возмущение такая политика вызвала у торгующих пенсионерок, матерей-одиночек и многодетных матерей. Ведь все они, опять же согласно решению властей, с 27 ноября лишились льгот: «Мы должны платить 100%. Представляете? Это же вообще невозможно, невыносимо. Задушили вообще пенсионеров».

Отдельной тирады удостоились русские женщины, которые по большей части и шли торговать на мини-рынки: «Вот здесь, что и на рынке — одни женщины. Наша власть, мэрия, состоит наполовину из мужиков, они хотят за счет нас решить свои проблемы. Они, мужики, деньги заработать не могут, они могут только отобрать у женщин». Все предприятия платят налоги с прибыли, по концу отчетного периода. А стоимость разового талона, такого же, в сущности, налога, оплачивалась вперед — задолго до прибыли и дохода. С утратой льгот это становилось слишком дорогим удовольствием. Причем, не только для торговцев, но и для покупателей. Все это работники рынков хотели высказать напрямую властям. Но посланные к исполняющей обязанности заместителя мэра Людмиле Союнен ходоки так и не были приняты: «Я говорю, что у нас там много людей стоит, выйдете, дайте какой-нибудь нам ответ. Она сказала, что у них планерка, она назначит нам время, а вы ждите. Сколько надо, столько и ждите». Позднее стало известно, что делегацию все таки допустили во властный кабинет. Впрочем, глава кабинета принять журналистов и прокомментировать ситуацию отказалась наотрез. А работницы мини-рынков под конец стихийного митинга посоветовали властям не рубить сук, на котором они сидят: «Если они нас лишат заработка, мы их тоже лишим заработка!»

Таким было декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.