25 сентября 2020, 08:00

В Карелии на всех уровнях громко заговорили об отопительном сезоне

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 25 сентября в 2000 году

Москва иногда бывала такой интересной в своих желаниях. А регионы, похлопав глазами, пытались сначала возмущаться, потом сопротивляться, потом сдавались. Вот, например, ровно 20 лет назад РАО «ЕЭС России» (Российская энергетическая компания, существовавшая до 2008 года и в 90-е годы давшая повод народу родить золотую фразу: «Во всем виноват Чубайс», который был главой организации) решило изменить систему начала отопительного сезона. Видимо, не учтя, что страна большая, у всех климат и сроки разные. Такое распоряжение — согласовывать отопит. сезон с центром — региональные власти встретили, мягко говоря, с удивлением. Но как заверил первый заместитель мэра Петрозаводска Дмитрий Астраханцев, отопительный сезон в школах и детских садах начнется вовремя — пусть даже с нарушением распоряжения РАО ЕЭС.

Отопительный сезон у нас, как всем хорошо известно, по всем нормам начинается, когда среднесуточная температура в течение пяти дней не превышает 8 градусов. А синоптики осенью 2000 года фиксировали уже третий день, что этот температурный «рекорд» сохраняется. Поэтому все ждали, когда дадут тепло. В понедельник городские власти обещали огласить дату подключения. Но на этот раз в такое частное для каждого региона, казалось бы, дело вмешалось РАО. С содержанием нового приказа, подписанным лично господином Чубайсом, депутатов ЗС РК ознакомил заместитель главы местного самоуправления Дмитрий Астраханцев: «Черным по белому написано, что согласование на отопительный сезон должно быть выдано представителем РАО ЕЭС».

Представитель «Карелэнерго» как раз находился в Москве, где объяснял столичным чиновникам, когда на Севере наступают холода и как жители переносят его в неотапливаемых помещениях. В любом случае обещали, что подключение пройдет традиционно в два этапа: сначала школы и дошкольные учреждения, а потом уже население. Обещали и пойти на нарушение приказа РАО. Что мешало сделать это прямо сейчас, непонятно. Врачи детских больниц жаловались, что операции детям они делают при температуре 12 градусов. При таком же уровне тепла маленькие пациенты проходили курс послеоперационного восстановления.

Недовольны были работой энергетиков и коммунальщиков, отвечающих за тепло, и в правительстве Карелии. Отопительный сезон стал главной темой обсуждения на совещаниях разных уровней. Казалось бы, такая элементарная задача, как подключение к теплу, осложнилась рядом проблем. В частности, распоряжением РАО «ЕЭС России» о согласованности сроков подключения. А также сложными отношениями с энергетиками. Этим вопросам было посвящено совещание, которое проводил с главами районов первый вице-премьер правительства Виктор Масляков.

Совещание проходило в Региональной энергетической комиссии. Главы районов и ведомств собирались пожаловаться на трудности, связанные с будущим отопительным сезоном. Говоря о топливных проблемах, Виктор Николаевич отдельно остановился на отношениях с руководителями «Карелэнерго»: «Эта организация сегодня считает, что делает нам благо. Вы все здесь люди опытные, грамотные. Никакого блага от «Карелэнерго» по продаже электроэнергии нет, и чуда не происходит». Происходит перераспределение. Тогда долги города Петрозаводска этому предприятию составили 140 миллионов рублей за электроэнергию и 290 миллионов с лишним — за тепло.

«Два года назад долг Петрозаводска был 55 миллионов, сегодня — 299. То есть практически бюджет прокредитовался на такую крутую сумму», - напомнил Масляков (кстати, стоит напомнить и то, что в бытностью свою мэром Петрозаводска Сергей Катанандов даже судился с этой организацией, потому что в городе топили из рук вон плохо. Из 140 миллионов рублей долгов по электроэнергии 83 миллиона рублей — это относилось к петрозаводским «Электросетям».

В таких случаях энергетики обычно грозили отключениями. Поэтому у Виктора Маслякова возник вопрос: «Что вы от нас хотите получить? Потому что в принципе вы знаете, что есть обратная связь. Никакого чуда у вас экономического не произошло, ни копейки вы денег не вложили в развитие сетей. Если и заставляет кто вкладывать, так это мы с Катанандовым вас — через силу. Скажите — у вас откуда появляются такие свободные деньги?! Вы рассчитываетесь живыми деньгами». Отключением грозили и районам Карелии. Сумма долгов которых, по сравнению с Петрозаводском, была просто копеечная. РЭК руководило в какой-то степени «Карелэнерго», через экономические рычаги формируя стоимость на услуги энергоносителей. В этом месте у Маслякова опять возникли вопросы: «Какого ж черта вы сегодня создаете нам такие проблемы?»

Заместитель главы правительства предложил не отключать, а ходить на совещания с Минфином, находить выходы и погашать долги, которые в основе своей просроченные и давние. Что касается топливных проблем и поставок топлива в Карелию, то здесь Виктор Масляков указал на нынешнюю систему снабжения регионов. Карелия имела стратегического партнера в лице ТНК. Это предприятие закрепили за нашим регионом специальными квотами, которые устанавливал Минтопэнерго. Этот опыт переняли от соседей. Например, тот же Новгород поддерживает «Лукойл».

Карелия, имея уникальные природные ландшафты и историко-культурные памятники, была в 90-е годы практически неизвестна как туристический регион ни в России, ни тем более за рубежом. Причина такого положения дел — неразвитая инфраструктура турбизнеса, а также отсутствие законов и гарантий на инвестиции и многое другое. В той же Исландии туризм занимал второе место в доходной части экономики после рыбной отрасли. В Голландии туризм составлял 10% валового национального продукта.

В Карелии эта цифра составляла 0,5%. Здешние памятники уступают исландским гейзерам и голландским тюльпанам только в одном — они были нераскручены. Проблемы, которые снова затронули в правительстве, уже набили оскомину. Осознавая всю привлекательность и прибыльность такого бизнеса, как туризм, чиновники и законодатели не могли приступить к разработке нормативных актов в этой области. Речь шла о вложении инвестиций, гарантии сохранения капиталов, сертификации. Тонкости последней уже были освоены местными турфирмами. Зато сертификация сельского гостевого туризма до сих пор не имела нормативной базы. Имеется в виду то, чем занимались местные жители, живущие в этнографически ценных карельских деревнях. Они пускали на ночлег заезжих туристов к себе в исторические дома вековой давности. А путешественники рады стараться познать таким образом быт местных аборигенов! Специалисты по туризму считали, что отнимать этот хлеб у селян нельзя. Но нельзя и наивных туристов подвергать опасности.

«Дом, который простоял на земле сто лет, он имеет процент износа — 70-90. А если он простоял 150 лет? Износ у него 100%. Каким образом сертифицировать объект, каким образом запустить туда туристов, если сегодня ни одна комиссия, центр стандартизации и метрологии, законодательно никогда не позволит этого?», - риторически вопрошал Евгений Коткин, первый заместитель председателя комитета по туризму.

Поэтому такая приоритетная отрасль экономики была подпольной. Жаждущие отдыха туристы не всегда думали о своей безопасности, селясь где придется, пускаясь в довольно опасные маршруты без знающего инструктора и медицинской страховки. В этом случае законом было бы логично предусмотреть не только поборы с поселян за приют, но и помощь в реконструкции их ветхих жилищ.

Таким было 25 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.