22 апреля 2020, 08:00

Артур Парфенчиков прокомментировал громкое убийство в Петрозаводске

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 22 апреля в 2000 году

Правоохранительные органы республики надеялись, что прокуратуре Петрозаводска удастся передать в суд дело об одном из первых громких заказных убийств предпринимателя Пантелеева. Было это ровно 20 лет назад. Об этом сообщил в эксклюзивном интервью назначенный именно тогда прокурором города Артур Парфенчиков. 18 апреля 2000 года состоялось его официальное представление сотрудникам Петрозаводской прокуратуры.

Прокурор республики Владимир Панасенко представил коллегам из Петрозаводска их нового начальника. Артур Парфенчиков с 1987 года работал в органах прокуратуры. До этого пять лет учился на юрфаке ЛГУ. Трудовую книжку завел в Олонецком районе в качестве помощника прокурора. Потом был город Сортавала и новая должность — заместитель прокурора. И затем родной для Артура Олеговича Петрозаводск принял его в 1995 году. За эти пять лет работы в столице Карелии преемник Владимира Панасенко изучил стратегию работы коллектива, его приемы и обычаи. И считал, что он — на своем месте.

С журналистами Артур Парфенчиков поделился своими соображениями о первых шагах в новой должности: «Главное — это ничего резко не менять. Мне достаточно удобно начинать работу, потому что я все таки пять лет проработал здесь заместителем прокурора города. Потому практически весь кадровый состав я очень хорошо знаю». Городская прокуратура тогда продолжала работу над громкими убийствами начала 90-х годов. То, что можно, Артур Парфенчиков рассказал. В 2000 году предполагали направить в суд «дело Пантелеева»: «Здесь мы сейчас тесно контактируем с нашими американскими коллегами. Я недавно вернулся из Сан-Франциско. Мы решали вопрос о депортации одного из главных участников этого преступления. Он сейчас арестован американской прокуратурой, находится в Окленде». Над остальными делами тоже шла кропотливая работа. Прокурор города считал, что раскрываемость преступлений будет расти: «Я доволен в целом коллективом. Коллектив достаточно молодой. Амбициозный по-хорошему. Думаю, что все у нас получится!»

В апреле отмечают Международный день защиты памятников. Несмотря на то, что кое-какие памятники были утрачены из-за пожаров, все еще Карелия могла с полным правом похвалиться многими архитектурными достопримечательностями, имеющими всемирное значение. В том числе и музеем-заповедником «Кижи».

К сожалению, проект развития территории острова и реконструкция его памятников уже несколько лет не решались на федеральном уровне. Сами же реставраторы считали, что главная задача на ближайшие годы — освободить, наконец, Преображенскую церковь от строительных лесов. Карелия — одно из мест, где на сравнительно невеликую площадь приходится значительное количество уникальных исторических памятников и музейных редкостей, имеющих всемирную славу. Одно из таких мест — кижский ансамбль. Кроме Преображенской, Покровской церквей и колокольни, составляющих непосредственно знаменитый Кижский погост, в охранной зоне острова 103 памятника. Такая дата, как Международный день памятников, призвана привлечь внимание к состоянию в том числе российских памятников, которое специалисты называли весьма плачевным.

В самом музее-заповеднике с охраной тоже далеко не все было гладко. К счастью, этот объект не в пример многим другим архитектурным российским шедеврам сохранялся. Правда, если можно считать нормой долголетние леса, в которых томилась главная достопримечательность Кижей — Преображенка, то на погосте все спокойно. «Мы разработали концепцию по реставрации церкви, - пояснила тогдашний директор музея-заповедника Эльвира Аверьянова. - Разработали технико-экономическое обоснование развития территории нашего музея».

Разработанный специалистами еще в 1997 году закон о сохранении памятников прошел только первое чтение в прошлой Госдуме. Дальнейшая судьба этого нормативного акта была неизвестна. Также в Москве долго рассматривалась концепция восстановления Преображенски и развития острова Кижи. Времени на прохождение у чиновников прошло немало. А весь проект реставрации рассчитан до 2007 года. «Мне еще при жизни при моей все-таки удалось, довелось видеть церковь именно с иконостасом, в полном ее обличии, красоте и убранстве. Я надеюсь, что я, может быть, еще при своей жизни увижу ее второе рождение», - мечтала директор. Кроме этой основной редкости на острове были уже отреставрированы: колокольня, дом Сергеева, дом Кондратьева, «живые свидетели» Заонежского, крестьянского, дореволюционного, весьма не бедного быта. Нынче этот самый быт «не бедным» уже не назовешь, хотя Кижи финансировали на средства федеральной казны. Социальная сфера жила за счет денег, заработанных самим музее. И тут важно упомянуть, что наши памятники не приносили нам тех средств, которые могли бы: «Я считаю, что музей-заповедник Кижи приносит доход, и неплохой, но не в полной мере. У нас было бы намного больше туристов, если бы, допустим, у нас была гостиница построена. Если бы мы туристам предложили зимнюю рыбалку, даже зимнюю охоту, если бы для этого были соответствующие документы. Или катания на лыжах, на санках».

Разумеется, на территории, которую охраняли на мировом уровне наравне с Кремлем и исторической частью Санкт-Петербурга, никто не позволил бы строить что попало и где попало. Но в понятие развития туристической территории — а Кижи безусловно такой являются, и в этом качестве кормят край, входят такие вещи, как гостиница, кафе, ресторан и развлечения для гостей. Тем более, что законом о культурных памятниках этот факт учитывается. Только за 1999 год остров посетило 82 тысячи туристов, что значительно превысило цифры за последние 10 лет. При этом 50% посетителей — зарубежные гости, которые готовы хорошо платить за сервис. Вообще, с принятием закона и концепцией развития острова руководство надеялось развернуться и провести глобальные работы по реставрации: «К нам пойдут инвестиции, нам они развяжут руки, и мы сможем начать некоторые работы по строительству гостиницы. По улучшению жизни сотрудников нашего музея». Оставалось надеяться, что новая дума наконец примет закон о памятниках и заповедниках. И продемонстрирует к национальному достоянию достойное отношение.

Таким было 22 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.