«С войной покончили счеты» и сели за школьные парты ребята из Карелии
В Петрозаводске ровно 20 лет назад обещали открыть необычную школу, в которой за парты сядут ученики в возрасте от 18 до 25 лет. За полгода они должны были экстерном изучить и сдать программу за 10-11 классы. Учиться в вечерней школе – дело не новое. Но именно такой курс – был единственным не только в Петрозаводске, но и на всем Северо-западе России. Учиться никогда не поздно. Даже в 25 лет. Даже если приходилось сменить карандаш на автомат. Взрослым, крупным, сильным мужчинам было тесно за детскими партами. Но они терпели. Набор необходимых общеобразовательных предметов собирались изучать юноши, отслужившие в Чечне. Они побывали на войне. В мирной жизни нужно было искать работу.
Для того, чтобы иметь достойную работу, нужны знания. Знания должны быть подтверждены аттестатом о среднем образовании. Поэтому эти ребята и сели за парты. «Нужно просто для поступления, - сказал Денис Галактионов, участник боевых действий в Чечне. – Чтобы дальше работать. Чтобы была лучше специальность». Большинство этих ребят надеялись получить работу в органах правопорядка. На таких и ориентировались организаторы курса.
«Открылись вакансии в министерстве юстиции. В МВД попытались их трудоустроить. Но в связи с тем, что нет полного среднего образования, ребят туда не берут. Нужна либо справка, что ты обучаешься, либо уже аттестат. Мы с ребятами поговорили, и они решили, что да – они согласны заканчивать экстерном», - рассказал Даниил Гвоздев, председатель общества «Союз участников боевых действий» в РК. Кстати, он в свое время тоже закончил подобный экстернат. Он заверил ребят, что своим благополучием обязан именно этой школе: «Насколько это тяжело, я знаю. Но в любом случае – то, где я сейчас работаю, я бы там не работал, не получал бы зарплату, моя семья не жила бы так, как сегодня, если бы я не окончил среднюю школу».
Полгода усиленных занятий – не такой уж большой срок. Но заниматься придется много – предупредили педагоги. Чтобы ученики не расслаблялись, к ним даже приставили классного руководителя. Кроме того, за дисциплиной обещал следить и сам Даниил Гвоздев. Организовать такой курс стоила Союзу немалых трудов, и за помощь в этом деле благодарили администрацию города.
В Карелии возрождалась традиция семейного врачевания. Только теперь современные семейные эскулапы стали именоваться «врачами общей практики». В республиканской больнице открылся центр подготовки специалистов такого профиля. Центр открылся благодаря гранту фонда Сороса, который в 2000 году выиграл медицинский факультет ПетрГУ. На 20 тысяч соросовских долларов были закуплены оборудование и медицинская литература.
Обучаться в Центре могли врачи, желающие получить дополнительную специализацию семейного доктора. А также студенты шестого курса медфака ПетрГУ. «Наш центр поможет карельскому здравоохранению перейти на этот новый вид оказания первичной медико-социальной помощи, так как он является не только более экономичным, но и более душевным, что ли. Так как такой врач работает со всеми членами семьи, начиная от самых маленьких, заканчивая самыми старыми», - рассказала Наталья Доршакова, руководитель центра. Потребность в таких врачах была велика. Например, жители Кукковки к врачам ходили в другой район города. Было бы неплохо открыть там офис семейного доктора.
Еще хуже обстояли дела на селе. Жителям приходилось ездить к городским специалистам. А между тем, решить многие проблемы мог бы один человек.
«Ситуация такая: человек приходит на амбулаторный прием, и если у него терапевт определяет заболевания сердца, то его отправляют к кардиологу. Если определяет заболевания глаз – отправляет к окулисту. Врач общей практики будет сам работать с этим человеком. И только в случае, если он не сможет справиться с проблемой, он отправит больного к специалисту», - говорила Доршакова. Планировалось, что обучение в центре будет длиться 2,5 года. По нормативам каждый домашний доктор должен опекать две с половиной тысячи разновозрастных пациентов. По признанию самих же преподавателей медфака, особого рвения становиться семейным доктором ни врачи, ни студенты пока не выказывали. В конце 2001 года в центре было 32 ученика. Возможно, ситуация изменится, когда станет ясно, какова будет материальная благодарность государства этим специалистам, надеялись устроители этого начинания.
Накануне праздников Дом куклы представил новую коллекцию. У нее не было названия, подобрать его было не так-то просто. Ведь для большинства авторов кукол эта выставка стала своеобразным экспериментом. Большинство участников выставки – непрофессиональные кукольники. На создание маленьких человечков и сказочных существ их подтолкнуло желание попробовать себя в новом жанре. Поэтому и куклы на выставке собрались разные: от простых – народных до дорогих – интерьерных. Среди 20 участников выставки были и пенсионеры, и дети. Маше Савельевой тогда было всего 8 лет. Но ее диковинные куклы, созданные из бумаги и скотча, тоже заняли свое место в экспозиции. Материал, который использовали кукольники, иногда поражал воображение.
Куклу делали даже из бутылки. Татьяна Кагачева всегда работали с деревом, но на этот раз решила попробовать себя в жанре текстильной куклы. Дмитрия Москина тогда больше знали, как художника-карикатуриста. Но на выставке он предложил своих деревянных кукол. Такая поморская деревянная игрушка называлась «панка». Такими куклами играли в 18-19 веках дети, но заодно игрушка оберегала ребенка и избу от дурного глаза.
Сама идея собрать воедино всех мастеров-кукольников принадлежала Татьяне Калининой, родоначальнице Дома куклы, которая, к сожалению, очень рада ушла из жизни и не успела воплотить все свои идеи. Продолжила ее дело дочь – Мария Бабаева. И в Доме куклы всегда был открыт зал, где выставлена коллекция кукол самой Татьяны Калининой.
Таким было 23 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.