Репортаж с тюремной парты — в Карелии школа в колонии отметила юбилей
В октябре 1999 года школа при исправительно-трудовой колонии 220/7, что в Сегежском районе, отпраздновала 30-летний юбилей. Это было уникальное учебное заведение. На тот момент в Карелии это было единственное место, где заключенные могли продолжить свое образование. Смотрите репортаж с тюремной парты!
Истории преступлений сопутствует история наказаний. Последняя помимо общественной справедливости обладает еще одной немаловажной особенностью: воспитательной функцией. Советская зона любила воспитывать заключенных трудом. Размах производства при этом был широк. От Беломорканала до пошива рукавичек в колонии для несовершеннолетних. Учебному процессу советских заключенных подвергали неохотно. Оно и понятно — чему можно научить столичную профессуру, которая долгое время и составляла основное число арестантов. Ситуация с обучением в колониях начала меняться только сей в 90-х годах прошлого столетия. В 1999 году вечерняя школа при исправительно-трудовой колонии 220/7 в Сегежском районе набрала один пятый, два седьмых, два восьмых, три девятых, пять десятых, три одиннадцатых и два двенадцатых класса. Таким образом, из двух тысяч заключенных 475 пришли к мысли, что учение — свет. Директор школы В.Л.Левицкий пояснил: «475 учащихся ежедневно, как один, и утром, и вечером (можно по головам просчитать) сидят у нас в школе. Не так, как в обычной вечерней школе это происходит. Я знаю, что такое вечерние школы». Специфика этой школы в том, что в отличие от любой другой средней школы, местные макаренки должны сделать все от них зависящее, чтобы их воспитанников вновь сюда не потянуло. Поэтому для начала учителя сами учились видеть в них учеников, а не заключенных. «Мы смотрим на них, как на учащихся.
Осужденные они уже вне стен школы», - подтвердила учитель русского языка и литературы Е.В.Лозовая. Возраст учащихся был от 18 до 30 лет. Пробелы в знаниях и перерывы в обучении у многих составляли по 10-15 лет. Это и обусловило программу преподавания и преподносимый уровень знаний. Хотя здесь преподавали все те же самые дисциплины обычного школьного курса.
«Учителя к нам относятся нормально. Большое им за это спасибо, - сказал зэка Алексей. - Учиться мне лично легко. Не знаю, как остальным. Но по-моему, здесь довольно доходчиво все объясняется. Даже слона можно научить ездить на велосипеде». В 1998 году аттестат о среднем образовании получили тридцать выпускников. Войдя во вкус, некоторые не только начали чтить Уголовный кодекс, но и решили продлить обучение после своего освобождения. «Осужденный, который здесь отбывал, поступил в Петрозаводский университет на исторических факультет, в настоящее время закончил. Это есть!»,- гордился директор. Таким образом, убедившись, что обучение в колониальном воспитании явно недооценивалось раньше, руководство исправительного учреждения постаралось оснастить школу всем необходимым. А три года назад министерство юстиции РФ по РК определило колонию в свое ведомство. С тех пор тамошним учителям зарплаты начали платить вовремя.
Мнение о том, что работать в колониально-исправительной школе небезопасно, здешние педагоги опровергали: «Вопроса дисциплины здесь не существует. Это для любого педагога плюс большой. Конфликтных ситуаций нет. Если она где-то может и возникнуть, то это в пробелах в знаниях, только так». Многие учителя имели возможность сравнить организацию работы здесь и в обычной школе. По их мнению, основанном на опыте, работать в учебных заведениях за пределами зоны иногда даже опаснее. Да и вообще, зачастую эти воспитанники были более усердными. Ну а моральное удовлетворение, гордость за свою работу и благодарность подопечных их еще более убеждало в этом. «По отзывам, по сочинениям, по письмам учащихся, которые они пишут в нашу школу, школа — это для них отдушина. Где они могут чувствовать себя свободнее, наверное», - сказала Лозовая. «Они пишут нам, и наверное, искренне пишут, правда? - отметил директор, - значит, какую-то частицу в их душу мы заложили?»
И еще об образовании в Карелии в конце 90-х. Тогда члены карельского правительства собрались переквалифицироваться в ученых мужей, облачась в профессорские мантии. Тогдашний председатель правительства РК Сергей Катанандов начал курс обучения студентов высшей школы Петрозаводска. Но это совсем не значило, что учащиеся, прошедшие свои университеты в правительстве и узнав много нового о теории и практике управления, получат зеленую дорогу в структуры власти. Чиновники сообщили, что ПетрГУ по инициативе правительства разработал программу спецкурсов для своих студентов, которым придется через какое-то время сдавать зачеты представителям власти или крупных предприятий. «Основная цель этой программы — это создание новой модели подготовки управленческих кадров республики», - сообщил тогдашний первый проректор Анатолий Воронин (ныне — ректор ПетрГУ). Около 50 лучших студентов с самых разных факультетов ПетрГУ были отобраны для того, чтобы управленческий аппарат в будущем не нуждался в квалифицированных, проверенных кадрах. Конкурс на учебу к самому Катанандову был велик. Но принимали их сюда беспристрастно.
«Все студенты рекомендованы факультетами. Именно тех мы в эту группу взяли, хотя мы понимаем, что, наверное, за бортом этой группы осталось огромное число студентов», - отметил Воронин. Сергей Катанандов планировал не реже одного раза в месяц читать лекции студентам. Помимо этого их ждали отраслевые министры и лабораторные работы, главы управлений и круглые столы, дискуссии в кабинетах и практикумы в глубинке: «Это будут практики в органах исполнительной и законодательной власти, на ведущих предприятиях и крупных организациях. То есть это очень и очень серьезная работа». Уму-разуму студенты в правительстве учились бесплатно. Также и чиновники не получали гонорар за преподавательскую деятельность.
Встречались они по вечерам дважды в неделю. По ходу учебы были возможны защиты курсовых проектов. Кстати, те студенты, которые не попали в привилегированные ряды, тоже смогли научиться азам управленчества. «Те курсы, которые мы разрабатываем, это новые курсы. Мы планируем затем вводить их в учебный процесс на факультетах для основной массы студентов», - заверил первый проректор. Какие корочки получат подкованные студенты, еще было неизвестно. Во всяком случае, «властные» преподаватели не гарантировали им зеленую дорогу в удобные министерские кресла. Все будет зависеть от активности и талантов учащихся. «Никто пусть не думает, что им сразу предложат высокие посты в правительстве. Таких иллюзий никто не питает. Но шанс, мне кажется, у них есть», - заключил Анатолий Воронин.
Таким было 22 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?